CAMINITO
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

DOMINGO FEDERICO

«Доминго Федерико. В ритме сердца»

Большая группа молодых студентов-медиков зачарованно наблюдала за ритмичным биением сердца препарированной лягушки. Один из них, Доминго Федерико, разделял свою страсть к медицине с музыкой.


Доминго родился 4 июня 1916 в Буэнос-Айресе, в окрестности Старого Палермо. Первые уроки скрипки он получил от своего отца Франциско Федерико. Затем была музыкальная школа по классу фортепиано.
Когда семья переехала в Южную провинцию Буэнос-Айреса – Кармен де Патагонес, его отец купил бандонеон. Вскоре Доминго присоединился к отцу, и в дополнение к его урокам, стал приобретать книги для самостоятельного обучения.
В шестнадцать лет Доминго вместе со своей сестрой Нелидой организовал дуэт «Federico», который в последствии вырос в женский танго-оркестр под её управлением.
Обучаясь в университете, Федерико продолжал совершенствоваться в консерватории у Педро Маффиа (бандонеон) и Себастиана Пиана (рояль).
Через некоторое время он был принят в оркестр Алехандро Скарпино, потом в оркестр Хуана Канаро и, наконец, в 1941 году — в оркестр Мигеля Кало в качестве первого бандонеона. В оркестре ему предоставляли определенные привилегии, чтобы он смог продолжить обучение медицине. Ему разрешали опаздывать на презентации и не посещать репетиции. Среди музыкантов так же были: Энрике Марио Франчини — скрипка, Армандо Понтьер — бандонеон и Осмар Мадерна — пианино. Это был оркестр будущих звезд.
Как-то раз, когда Доминго рассеяно перебирал клавиши на пианино, впечатление вызванное видом ритмично бьющегося сердца лягушки, вновь всплыло в его памяти, и родилась мелодия. Он тут же написал партитуру.
Несмотря на то, что поэт Омеро Эспосито, не зная причин вдохновения своего друга, написал прекрасные и чувственные стихи, говорят, что в будущем, каждый раз исполняя это танго, Федерико никак не мог стереть из памяти изображение сердца той лягушки.
Когда же Доминго продемонстрировал танго своим коллегам, они приняли его с энтузиазмом. Музыканты решили представить танго днём в кафе, в отсутствии дирижера. Но певцы, Рауль Берон и Альберто Подеста, засомневались, потому что плохо знали слова. Тем не менее, танго спел Энрике Марио Франчини под аплодисменты публики. Приём был оглушительным и когда вечером прибыл дирижер, то ничего не понимающего Кало, завалили требованиями исполнить новое танго. Запись состоялась в апреле 1942 года, спел танго Рауль Берон.
В 1943 году Доминго отделился от Кало, чтобы сформировать свой собственный оркестр. Его отец, Франциско, который в своих ненасытных поисках, после скрипки и бандонеона, освоил ещё и контрабас, также занял место в его составе. Певцами стали Альберто Тагле и Альфредо Кастель.
С большим успехом дебют прошёл в кафе «Select Buen Orden». Среди четвёрки бандонеонистов, кроме самого Федерико, был и Эдуардо Кортти, который с 1957 году будет первым бандонеоном в оркестре Фульвио Саламанки.
В апреле 1944 года Доминго записал свою первую пластинку: на первой стороне инструментальное танго «Saludos», на второй «La culpa la tuve yo» с голосом Игнасио Диаса. Вскоре, из-за серьезной болезни, Диас оставил оркестр.
Учитель пения, маэстро Эдуардо Бонесси порекомендовал Федерико своего лучшего ученика Карлоса Видаля. После прослушивания 18-ти летний юноша был приглашен в оркестр.
В сентябре 1944 года вышла вторая пластинка с двумя танго «Y asi nacio este tango» и «Yuyo verde», которые спел Карлос. Федерико и Видаль создали идеальный союз, который способствовал большой популярности и хорошим продажам пластинок.

В начале 1945 года, журналист и продюсер Кармело Сантьяго познакомил Федерико с певцом Оскаром Ларрокой. Его дебют с оркестром прошёл на радио «Splendid».

В июне 1945 года Федерико записал свою седьмую пластинку: танго «Un pasaje de mi vida», дуэт Видаль-Ларрока, на одной стороне и инструментальное танго «Futuro» – на другой.
В октябре 1945 года вышла десятая пластинка: танго «Voz de barrio» – первая запись уже с сольным исполнением Оскара Ларрока – и инструментальное танго «Honda tristeza».
Последние записи с Ларрокой и Видалем были сделаны в сентябре 1948 года. Вскоре Ларрока покинул оркестр, а в середине 1949 года ушёл и Карлос Видаль.
В октябре 1949 года было записано танго «Justo el 31» с новым вокалистом – Марио Бустосом. Следом в ноябре появились записи с другими певцами: Уго Роса и Энцо Валентино. Чуть позже, в 1951 году – с Карлосом Вальдесом.
С 1952 по 1956 гг. Федерико работал с певцом Армандо Морено. Первые попытки были ещё в 1950 году, но тогда Морено продолжил сотрудничество с Энрике Родригесом.
Всего Федерико и Морено записали 17 произведений для лейбла «Victor», но, к сожалению, с Федерико Морено не имел такого успеха как с оркестром Энрике Родригеса.


В 1957 году Доминго переехал в Росарио. Женился и сформировал новый оркестр с местными музыкантами: «Trio Saludos» (Доминго Федерико, певцы Рубен Санчес и Рубен Масиель). Вместе они выступал на танцах и на радио.


В 1961 году Доминго играл в оркестре Франциска Канаро, а затем в его квинтете «A lo Pirincho».
В 1963 году Доминго и Мигель Кало снова собрали «оркестр звёзд»: Армандо Понтиер, Энрике Марио Франчини, Рауль Берон и Альберто Подеста. Они играли на радио «El Mundo» три месяца, в понедельник и в четверг в 9 часов вечера. Специально для этого было написано новое танго «En la calle [b]». Его записали 16 апреля с голосом Рауля Берона.
В 1965 и 1966 гг. Доминго продолжил сотрудничество с певцом Рубеном Санчесом. На свет появились: «Vos y yo, corazón», «Frente a una copa», «Despuès de carnaval» и т.д.


В 1969 году, спустя 20 лет, вместе с Карлосом Видалем Доминго записал шесть композиций. Все они вошли на пластинку «Saludos» вместе с шестью инструментальными вещами. Заново были записаны «Al compás del corazón», «Yuyo verde», «Percal» и, конечно же, «Saludos» – визитная карточка Федерико – танго, которое он написал вместе со своим отцом.
В 1994 году Доминго создал «Молодежный оркестр танго» из студентов Национального университета Росарио, где он был главой уникальной и первой в мире кафедры бандонеона.
Кроме этого, он давал лекции по истории танго по всему миру, иллюстрируя все эпизоды игрой на бандонеоне.
Биографы Федерико подсчитали, что маэстро записал свыше 150 композиций, выпустил 18 дисков, провел 45 турне по Аргентине и Латинской Америке, дал 120 концертов в Японии.
Ещё Федерико активно занимался общественной деятельностью: был одним из основателей Аргентинского авторского общества, председателем совета Панамериканской конфедерации обществ авторов и исполнителей.
30 апреля 2000 года Доминго готовился выступить в театре «El Circulo», но 6 апреля его сердце остановилось. Ему было 83 года.



Статью подготовил Роман Варников по материалам с http://www.todotango.com/

2006 - 2023 © caminito.ru
Студия аргентинского танго в Санкт-Петербурге
Made on
Tilda