-Как ты начинала?
В 1988 году в Club Gricel. Это не был клуб, как сейчас, он тогда напомнал скорее Catedral. Я ходила туда с отцом, просто потанцевать. Отец был милонгеро, но он не хотел, чтобы я занималась танго. Он надеялся, что я стану врачом или адвокатом… а не танцовщицей танго. Тогда было очень мало мест, где можно было брать уроки и тренироваться. Был Canning с Miguel Balmacedo, Pepito Avellaneda, и Todaro.
Я была учительницей начальной школы, когда я познакомилась с Пупи Кастелло, на практике. Друзья мне сказали танцевать с Pupy, потому что он был хороший танцор. Но я думала… что это за толстяк, который все время орёт? Он предложил мне записаться на конкурс танго. Я согласилась. Мы выиграли, и так и продолжали участвовать в конкурсах.
-Что происходило на танго-сцене в то время?
В ту эпоху в танго было мало молодежи…Мигель Зотто и Милена, Паблито Верон, Жеральдин….Было много уважения к старшим, к их знаниям, и все следовали правилам поведения в танго(кодам). Это нам позволило многому научиться. Потом, было все это движение вокруг TangoX2, до которого Copes и Мария являлись представителями танго. После, моделями стали Мигель и Милена, с совершенно обновленной эстетикой танго, которая привлекла много молодежи.
-Что тогда было по-другому?
Нужно было заслужить право носить туфли для танго и учиться танцевать. Я ждала больше 1 ½ года до того, как получила это право. Я не знаю, хорошо это или плохо, но сейчас по-другому. Молодая девушка, начинающая танцевать, должна была ждать как минимум 6 месяцев, отсиживая все субботниe вечера за столиком на милонге, прежде чем ее приглашали. Еще раз, нужно было заслужить право танцевать в данном месте. Нужно было проявлять терпение и уважение к старшим и к правилам поведения (кодам).
-Коды так важны?
Да, очень важны. Я даже считаю, что правила поведения дают больше свободы, чем сама свобода. Например, гораздо легче и менее агрессивнее для женщины отклонить приглашение на расстоянии, с помощью cabeceo ( знак головой или глазами), чем сказать «нет» мужчине, который подошел к ее столику. Для меня, cabeceo является также прелюдией к игре в обольщение, которая питает желание танцевать с кем-то. Это очень опьяняющая игра. Было бы хорошо, если все преподаватели танго затрагивали в своих классах тему поведения на милонгах.
Чем еще должны делиться преподаватели?
Например, я не учу основному шагу, объявляя, что это основной шаг; я учу, как с уверенностью дойти до позиции «крест», потом объясняю, что речь идет о части основного шага. Таким образом, начинающие не расстраиваются, что не могут выполнить весь базовый шаг на милонге, и чувствуют себя более свободно, делая только его часть. Конечно, основной шаг может использоваться в танцах со всеми женщинами, аргентинками, француженками, японками. Но не нужно, чтобы его структура была заучена как таковая, потому что ее практически невозможно полностью воспроизвести на милонге.
-Что для тебя хороший танцор?
Тот, кто танцует сердцем, даже если он делает только простые шаги. Кто никогда не оставляет женщину одну. Это концепция, которую нам завещали великие: мужчина сопровождает женщину.
-А хорошая танцовщица?
Я отметила 10-ю годовщину моего преподавания женской техники. 10 лет я учу генерировать женское присутствие в танце. Для женщины, гораздо важнее умение присутствовать и быть активной, чем умение делать переднее очо с хорошей техникой. Наша свободная нога принадлежит мужчине; это он придает ей движение. Женщина не должна пытаться делать что бы то ни было со свободной ногой. Это ужасно, когда две головы думают за одну единственную ногу.
Еще одна задача женщины – расслабиться.