Милена: Ты танцуешь больше 15 лет. Какие изменения произошли в танго за это время?
Чичо: Раньше танцоры больше работали над точностью и эстетикой движения, как в отношении функциональности, так и в техническом отношении. Все это придавало форму движению, вырабатывался собственный стиль. Любые движения и шаги были вызваны тем, что танцоры пытались выразить свои чувства и ощущения в теле. В настоящее время утеряна на только сущность танго, но и уважительное отношение к нему, недооцениваются его содержание и важность. На мой взгляд, с развитием «нового» танго люди теряют уважение к самому танго.
Милена: Знания, которые старые милонгеро интуитивно передавали нам, эта необыкновенная аура танго, которая чувствовалась, когда они двигались, утеряны…
Чичо: Да, когда-то выйти на танцпол милонги в Альмагро заняло у меня больше 5 месяцев подготовки, я просто не смел, я ходил туда каждую субботу и просто наблюдал за танцующими. Я впитал уважение к танго, которого сейчас не найти у молодого поколения. Эту атмосферу уважения к танго еще можно почувствовать на таких милонгах как «Глориас Аргентинас», «Ла Балдоса» и в некоторых других местах, которые стоят особняком от милонг, популярных у юного поколения тангеро. Также суть танго я перенял от тебя и от твоего поколения танцоров. Заметно, что у сегодняшних студентов отсутствует мотивация, они не стремятся работать и исследовать. Люди не хотят добраться до сути, все время остаются как бы на поверхности. Это во многом связано с появлением новых движений и другой динамики, которые без внутреннего содержания делают танго абсолютно неживым.
Милена: Внутреннее содержание движений не менее важно, чем их внешняя форма.
Чичо: Десять лет тому назад, когда я ходил на милонги, я мог долго смотреть, как одна из танцующих пар двигается по периметру зала. В их движениях было что-то удивительное, что приковывало взгляд. На сегодняшний день я не могу смотреть ни на одну пару дольше 20 секунд, они все одинаковые. Ты наблюдаешь, как одна пара двигается по кругу и за ней другая делает то же самое и остальные тоже двигаются очень похоже. Не остается ничего отличительного, чтобы могло привлечь мое внимание и воодушевить. Исключение составляют лишь немногочисленные традиционные милонги, сохранившиеся на сегодняшний день.
Милена: Как ты считаешь, могут ли люди, танцующие автоматически или заученными формами начать танцевать с некоторым внутренним содержанием?
Чичо: Для этого потребуется очень много вещей! Как преподаватель, ты сама знаешь, что в последнее время педагогика танго стала гораздо более открытой, чем 10 лет назад, учиться стало проще. Сегодня ты можешь делать волькаду и кольгаду одну за другой, они, выражаясь коммерческим языком, продаются в одном пакете. Впоследствии, выбирая между «сандвичито» и волькадой… люди начинают всегда делать волькаду! Это гораздо более зрелищно. Танцоры танго зачастую эгоцентрики, присутствует много индивидуальности. Они не станут делать «сандвичито», чтобы получить удовольствие от самого момента, они скорее будут танцевать то, что показывает их окружающим в более выгодном свете. На музыкальном поприще, например, был Астор Пьяцолла, который нарушил все возможные каноны танго, но когда слушаешь его музыку, понимаешь – это танго. И сегодня многие тангеро возомнили себя Пьяцоллой в танго, но это далеко не так. На танцполе я вижу много мужчин и женщин, зацикленных на том, как они выглядят со стороны. Это довольно сложная ситуация, поскольку в принципе это естественно для портеньо, это отличительная черта личности портеньо.
Милена: Но «старые» милонгеро тоже были портеньо!
Чичо: Да, но у тех танцоров было уважение к танго, мягкость и чуткость, они были совершенно другими. Я знаю, что моя роль тоже довольно противоречива, поскольку я внес свой вклад в появление нового направления в танго. В какой-то момент я очень устал от строгих правил «старых» милонгеро, которые так не соответствовали моему времени и поднял «бунт», пытаясь найти свой путь. И что же, сегодня я опять милонгеро (смеется); я против тех, кто не использует кабесео (кивает), не соблюдает правил и не имеет уважения к танго. Ценность танго занижена, именно поэтому я утверждаю, что много людей потеряно для танго, они просто держатся друг за друга, чтобы танцевать якобы вместе в течение двух часов, как зомби. Это очень печальный факт.
Милена: Иногда я замечаю некоторую конфронтацию между двумя направлениями в танго. Одни считают возможным использовать на милонге широкие размашистые движения, требующие много места, другие защищают традиционное танго в близком объятии.
Чичо: Да, и это удивительно. Существуют традиционалисты, защищающие корни танго есть так называемые современные альтернативные танцоры, представители «нового» танго. Традиционалисты уверяют, что «нуевщики» занимаются гимнастикой, выдавая ее за танго, а представители нового направления утверждают, что традиционалисты застряли во времени. Нет смешения, одна группа выступает против другой и это меня расстраивает, поскольку на самом деле мы едины.
Милена: Какое желание ты бы загадал касательно танго? Может быть еще какое-то незавершенное дело, которые ты хотел бы довести до конца?
Чичо: Я хочу рассказать одну историю. Раньше я занимался рок-н-роллом, у меня были длинные волосы и я играл на ударных. Я терпеть не мог танго, даже слушать его не мог. Но как-то раз я попал на урок к Рикардо Барриос и Виктории Виера и впервые обнял свою партнершу по танцу и по спине у меня побежали мурашки. Я подумал о что, здесь происходит что-то особенное… и больше не смог остановиться. Этот волшебный момент стал началом моего танго. Второй магический случай произошел со мной, когда я попал на милонгу «Ла Трастьенда», которую проводит Орасио Годой. Я вошел в зал и увидел тебя. Я мечтал потанцевать с тобой, но сомневался в себе, долго ходил туда-обратно, пока не решился тебя пригласить. Помню мы о чем-то разговаривали, потом обнялись и в этот момент я почувствовал, что значит 40 лет в танго. В объятии, представляете? Мы даже не сделали еще ни одного шага! Все заключалось в том, как ты обняла меня. Для меня это был ключевой момент всей танды. Потом мы еще долго танцевали. Это было замечательно, мы делали разные вещи и я получил огромное удовольствие от танго. Однако, момент объятия, так как и мой первый урок танго среди других моментов, запомнился мне навсегда. Я имею ввиду интимность этого объятия. С очень немногими партнершами я чувствовал то же самое, многое утеряно. Я хотел бы, чтобы танго вернулись разделенная сила и глубина двух людей, движения души. Я желаю, чтобы люди не воспринимали все поверхностно, а чувствовали изнутри. Эту интимность, прежде всего, унаследовало танго. Суть танго – это объятие и человек, с которым вы танцуете.
Милена: Что я могу сказать? Спасибо!