Caminito: Мы знаем, что ты очень ценишь традиции в танго. Какие из них ты хотел бы продолжать?
Диего: Танго существует уже многие годы и оно само по себе сохраняет традиции. Мы можем менять его, эволюционировать, но изменить смысл, душу танго, мы не в состоянии. Однако, с моей личной точки зрения, все изменения в танец можно вносить только если ты действительно понимаешь, что есть танго. Если мы начинаем менять танец, ничего в нём не смысля, мы проявляем неуважение. Это наша культура, это очень важно. Столько исполнителей, композиторов и танцоров положили свою жизни сочиняя и исполняя танго, что мы не имеем права коверкать его так, как нам заблагорассудится. Есть вещи, которые обязательно надо уважать. Для меня основное – это милонга. Там можно научиться всему. По моим личным убеждениям, можно брать бессчётное количество частных занятий, но суть правильного объятия в танго всё равно узнаешь только на милонге. Ту магию, которая там присутствует, не найти больше нигде. Лично мне очень нравится наблюдать за старыми милонгерос. Как они обнимаются прежде, чем начать танцевать, — это что-то особенное, некий ритуал. Нельзя просто придти и начать танцевать.
Caminito: В России танго ещё очень молодо. Что нам прививать ученикам, которые не знают традиций, чтобы они прониклись душой танго?
Диего: Я много чего могу посоветовать, но лучшее, что можно предложить – это съездить в Буэнос Айрес, потому что только там можно увидеть танго в его естественной среде. То, что здесь мне понравилось, это милонги. Вы уважаете традиции милонги и меня это очень радует. Не везде это можно увидеть. Милонга должна быть местом, куда приходишь для того, чтобы увидеть своих друзей, разделить с ними объятия, разделить танец с партнёром. Есть много людей в мире, которые понятия не имеют о том, что танго вообще существует, а у нас есть прекрасная возможность насладиться этим танцем! Надо использовать эту возможность! Только на милонге можно понять, что такое объятие. Надо приходить на милонгу и развлекаться, наслаждаться танцем, должно быть весело. Неважно, сколько фигур вы знаете, или знаете только каминату, в объятиях вы найдёте огромную энергию. Это невозможно объяснить, это вопрос ощущений. Самое естественное, что у нас происходит в каждодневной жизни, это объятие – с родителями, с любимым человеком, с детьми. И точно так же обнимать незнакомого человека, передавать ему свою любовь, пусть только на 3 минуты, — это волшебство. Кроме того, надо напомнить, что танго – единственный танец, который танцуется настолько близко к партнёру. За одну танду, 12 минут, мы можем прожить отдельную жизнь. Со мной произошло нечто невероятное, когда мы впервые обнялись с моей партнёршей, Надей Ибанез. До этого мы не были знакомы и никогда вместе не танцевали. Но ощущение от объятия нам обоим показало, что именно это мы искали, хотя вопрос стоял только о совместной работе, больше ни о чём. Не должно быть смущения, ни стыда. Даже медики говорят, что обниматься полезно для сердца.
Caminito: Ты волновался, когда выступал на мундиале?
Диего: Я всегда вспоминаю совет моего преподавателя фольклора, Рубена Трипайлао, и всегда ощущаю его как будто бы он рядом: «Это шоу. Надо вкалывать». И я вкалывал. Вспомнил, сколько сил я уже во всё это сложил, и просто делал то, что должен был делать. Я не чувствовал страха, я наслаждался. Просто понимал, что надо выложиться на всю катушку, назад дороги нет. Когда нас вызвали для награждения, я лучился от счастья. Я такой, какой есть, со своей формой танца, со своим стилем, и если меня оценили, значит я того стою.
До выхода на танцпол был мандраж, не больше пары секунд. Мы сделали первые шаги, когда я ощущал себя будто замороженным, но всё очень быстро прошло. К тому же, это постановочные танцы. И самым важным было правильно войти и правильно начать. Для этого мы даже брали занятия у Грасиэлы Гонзалес. Но как только мы начали, я расслабился и дальше просто танцевал. Меня привлекает именно танго, а не соревнования. Я понимаю, что такое соревнования, потому что за свою жизнь я участвовал во многих, и именно поэтому серьёзно отнёсся к подготовке. Но не более. Надо наслаждаться тем, что ты делаешь.
Caminito: Кроме ощущения от объятий, что тебе нравится в твоей партнёрше? Какими качествами должна обладать партнёрша, чтобы работать с тобой?
Диего: В паре обязательно должна быть связь. С Надей у нас случилась очень необычная история. Я приехал в Буэнос Айрес с Херманом [Бажехо] и увидел её на какой-то милонге. Мы начали шутить, что это моя будущая партнёрша. Но с того момента до нашего с Надей личного знакомства прошло не меньше полугода. Я уехал на фестиваль в Чили, вернулся, начал танцевать с другой девушкой, но понял, что не могу танцевать с ней,что мы не совпадаем. Она очень хорошо и технично танцевала, слышала музыку, однако по ощущениям это было совершенно не то, чего хотелось. Херман в итоге оказался тем, кто нас познакомил с Надей в Фейсбуке. Потом мы встретились на милонге, куда я ходил каждое воскресенье. И с первой же танды поняли, что нашли друг друга. Мы разошлись, но на следующий день я пригласил Надю ко себе домой, мы поговорили. Оказалось, что мы оба с юга, у нас очень много общих знакомы и странно, что до сих пор мы не замечали друг друга. По итогам этого разговора мы решили попробовать работать вместе. У нас было 20 дней, в которые мы тренировались, ничего друг другу не обещая, просто чтобы посмотреть, как пойдёт. Мы просто танцевали, развлекались. В это время должен был начаться чемпионат Метрополитан и Надя предложила, чтобы мы там выступили. Я был настроен скептически, мне не хотелось ни с кем соревноваться и я сказал Наде: «Я пойду с тобой на чемпионат, но не буду менять свой стиль. Я такой, какой есть.» Она согласилась с такой постановкой вопроса. Надо сказать, что Надя очень хорошая танцовщица, очень техничная. Она много занимается, и не только танго. Мы вышли на чемпионат и победили в трёх номинациях. После этого мы поняли, что у нас большой потенциал вдвоём, мы можем многого достичь, к тому же нам очень понравилось танцевать вместе.
Caminito: В России есть понятие, что в танго приходят люди, которые выстарадали много в жизни. Как ты считаешь, в Аргентине также? Или танго поддаётся всем?
Диего: В Аргентине танго – это часть повседневной жизни. Тройло сказал: «Однажды ты поймёшь, что танго, которое ты слышишь – оно про твою жизнь». У всех есть какая-то своя личная горечь и грусть. Танго так привлекает, потому что вдруг на милонге ты слышишь слова и понимаешь –о, это же про меня! Но не надо ждать, пока случится какая-то трагическая история, для того, чтобы начать танцевать. Все люди, фанатично приверженные танго, найдут в нём что-то, что с ними уже происходило. Танго очень реально. В России же люди приходят в танго, не зная, что это и зачем это. Отсюда, вероятно, и происходит это ошибочное суждение, что танго танцуют только люди, имеющие за плечами печальную историю. На самом деле, не надо ждать момента, когда тебе взгрустнётся, чтобы начать танцевать.
Конкретно в моём случае это было исключительно веление души. Танго – самое прекрасное, что я видел и слышал в жизни. Вопрос ставился так: либо я в танго, либо нет. Другого пути не было.
Caminito: Как ты начал петь и что пел до танго?
Диего: Когда я начал петь танго, передо мной открылись многие двери. До этого я был знаком с классической драматической музыкой, так как учился в консерватории, думал заняться блюзом. До этого я пел фольклор, слушал рок, так как у моих друзей была своя рок-группа. Но танго мне понравилось намного больше. Я не искал, но нашёл то, чего мне недоставало.
Caminito: Ты поступил в консерваторию просто чтобы научиться петь или чтобы научиться петь именно танго?
Диего: Скажем, чтобы научиться ПРАВИЛЬНО петь. Это было необходимо в конкретный момент жизни. После того, как я выиграл в первом песенном конкурсе, мне пришлось отказаться от нескольких предложений потому, что я был не готов именно петь, как это ни странно звучит. Постановочное шоу требует от тебя намного больше, чем просто умение открывать рот. Это моё личное мнение. Кого-то неумение петь не останавливает от выхода на сцену. К тому же, несмотря на то, что многие хвалили, как я исполняю танго, мне не хватало умения вести себя на публике. Кроме технической части в исполнении также должны присутствовать чувства, душа. Ты интерпретируешь в соответствии со своими взглядами то, что уже кем-то написано и спето, то есть, ты должен вложиться в это исполнение, чтобы услышали именно тебя. Будь это песня, танец, ещё что-то. Надо пропустить исполнение через себя, потому что если нет – получается слабая копия кого-то другого. Я это осознал и теперь постоянно отслеживаю. Нельзя просто выйти и спеть. Обязательно существует то, что мотивировало тебя придти и спеть именно конкретное произведение – это я называю исполнением. Не только владение голосом.