МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дальневосточный государственный институт искусств»
Специальность: 53.05.01 Искусство концертного исполнительства
(уровень специалитета)
Кафедра духовых и ударных инструментов
ФРОЛОВА ЕКАТЕРИНА СТАНИСЛАВОВНА
Гаде-Христиансен: «Танго-фантазия» для флейты в историческом контексте. Исполнительский анализ и методические рекомендации.
Дипломный реферат студентки V курса
(очная форма обучения).
Научный руководитель – преподаватель
Н.А. Зорькина.
Владивосток
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА 1. ТАНГО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 51.1. Возникновение и развитие танго. 51.2. Деятельность Франциско Канаро и его оркестра. 151.3. Творчество Астора Пьяццоллы.. 20ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ «ТАНГО-ФАНТАЗИИ» Я.ГАДЕ И Т.Л. ХРИСТИАНСЕНА.. 27ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45Приложение 1. Диск с музыкой танго. 49 ВВЕДЕНИЕ
В предлагаемой работе представлен материал для изучения такого музыкального стиля как танго. Несмотря на то, что танго зародилось относительно недавно (в конце XIX века), оно успело завоевать популярность и широкое распространение. Появившись в Буэнос-Айресе, танго постепенно мигрировало в Европу и полностью покорило её. На протяжении почти ста пятидесяти лет во многих странах танго танцуют, играют и поют. Оно вдохновляет не только музыкантов и танцоров, но и художников, поэтов и режиссеров. Десятки композиторов использовали и используют этот жанр в своих работах: танго писалось для сольного исполнения, для ансамблей и для оркестров различного состава (в том числе духовых).Однако, несмотря на популярность, тема танго остается мало изученной в такой сфере как исполнительство на духовых инструментах. Этим объясняется актуальность темы реферата.Цель данного реферата: рассмотреть с исполнительских позиций «Танго-фантазию» Я. Гаде и Т.Л.Христиансена.Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:- Исследовать историю происхождения и формирования жанра танго, а также влияние духовых инструментов на развитие танго-музыки.
- Рассмотреть деятельность Франциско Канаро как одного из главных новаторов в музыке танго.
- Изучить творчество Астора Пьяццоллы и разобрать произведения в жанре танго, написанные им с использованием духовых инструментов.
- Выполнить исполнительский анализ «Танго-фантазии» Я. Гаде и Т.Л.Христиансена, предложить методы работы над наиболее сложными фрагментами.
Для написания реферата важными стали работы В.Н. Гержева, О.И. Танцова, Г.Ю. Немолякина и М. Лавоках.Реферат состоит из введения, двух глав, разделенных на три параграфа, заключения, списка литературы и приложения. ГЛАВА 1. ТАНГО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Возникновение и развитие танго
Танго – один из наиболее скандальных и ярких танцев двадцатого века, принесший в Европу тот самый латиноамериканский «pasión»[1]. По словам украинского преподавателя и танцора Сергея Подболотного: «Танго не было бы танго без своей драмы»[2], и с ним невозможно не согласиться – этот танец всегда ассоциировался с сильными эмоциями, страстью и трагизмом. И чтобы понять, почему, стоит разобраться, как именно танго появилось на свет.История аргентинского танго богата на яркие события, и за сотню с лишним лет своего развития обросла красочными легендами. Танго, как музыкальный жанр и танец, зародился в конце ХIХ века, во время крупных миграционных волн из самых различных стран и частей света. Это уникальный сплав традиций, фольклора, чувств и переживаний многих народов.Интересное влияние на танго оказала африканская культура. Она принесла в Южную Америку ритмическую формулу, которая лежит в основе всей латиноамериканской музыки. Она оказала свое влияние и на три музыкальных стиля, считающиеся непосредственными предшественниками танго: афрокубинскую хабанеру, танго Андалуз и милонгу. Ритмическая базовая структура хабанеры состоит из двухчетвертного такта, который в свою очередь составлен из одной ударной восьмой, одной шестнадцатой и двух следующих восьмых. Этот ритм хабанера передала танго Андалуз и милонге:Рисунок 1. Ритм «хабанера»Как смешение различных культур и направлений в музыке, в Буэнос-Айресе формируется и развивается неизвестный ранее танец – танго. Музыка танго была написана в трущобах предместий (пригородах), портах, борделях, тюрьмах, среди иммигрантов, индейцев и африканских рабов. Долгое время танго оставалось музыкой и танцем низших слоев общества, отвергалось богатыми слоями населения и запрещалось католической церковью. В те времена танго танцевали в тавернах, во дворах бараков, в публичных домах и просто на улицах в беднейших кварталах города.Музыканты, исполнявшие танго, были самоучками, игравшими на флейтах, скрипках и арфе на танцах в рабочих кварталах, закусочных и борделях пригородов. Арфа часто заменялась мандолиной или аккордеоном и впоследствии была полностью вытеснена гитарой. Вскоре гитарист стал определять гармоническую основу, на которой импровизировали скрипач и флейтист. Мало кто из тогдашних музыкантов мог читать ноты. Все играли на слух и изобретали каждый вечер новые мелодии. То, что нравилось, часто повторяли, пока не возникало своеобразное музыкальное произведение. Но так как эти мелодии не записывались, на сегодняшний день неизвестно, как они в точности звучали.Репертуар таких групп был более чем пестрым. Они играли вальсы, мазурки, милонги, хабанеры, андалузское танго и, в какой-то момент, первое аргентинское танго. В ту пору танго не имело строгих правил, его ритмика и форма были ещё очень расплывчатыми. Пока ещё танго исполнялось без пения и слов. Состав оркестра тоже был неопределенным: в окраинных кафе это чаще всего были скрипка, флейта и гитара, а в салонах притонов – скрипка, флейта и фортепиано. Что же касается разновидности гармоники – бандонеона, то этот инструмент, завезенный в Аргентину матросами, появился в танго-ансамблях только в 1910-х годах и сразу занял доминирующее положение, неразрывно соединившись с музыкой танго. С бандонеоном танго потеряло свое наивное, кукольное звучание, которое ему придавали скрипка, флейта и гитара. Танго обрело напряженность, драматизм, даже трагизм. Часто отмечалось, что бандонеон является душой танго, и мелодии танго были написаны с данью уважения к этому инструменту. Лучшие музыканты, играющие на бандонеоне, считаются в Аргентине национальными героями.Ариель Каррисо Пачеко в своём эссе о бандонеоне пишет: «Бандонеон превратился в подобие легких, которые ритмично и страстно дышат, очищая наш воздух. Воздух, который наполняет кислородом нашу кровь… и кровь, достигая сердца, оживляет наши самые подлинные чувства.…»[3].Композитор Освальдо Пульезе считал бандонеон основой танго: «В оркестре Típica любой инструмент должен пытаться имитировать бандонеон. В оркестре ни один инструмент не должен звучать отдельно от этого единства. Инструменты должны работать так, потому что бандонеон обладает основным, фундаментальным звучанием, которое распространяет на всех звуковое давление, которое необходимо брать в расчет. Это вопрос не техники, но звучания и тембра»[4].Возникновение танго можно более-менее точно проследить с того момента, когда музыканты, играющие для танцоров, могли читать ноты и, таким образом, записывать исполняемую ими музыку. Это были, прежде всего, пианисты. Они обменивались нотами, создавали свой стиль и, что наиболее важно, записывали свои композиции.В 1917 г. народный музыкант Карлос Гардель записал первую танго песню «Mi Noche Triste», и с тех пор танго ассоциируется с переживаниями любовной трагедии, изложенной в стихах. Именно Карлоса Гарделя многие считают родоначальником стиля «старая гвардия».C 1902 г. «Teatro Opera» начало вставлять танго в свои балы, и в 1913 г. танго переместилось с задворок города в элегантные танцевальные дворцы. Требования к оркестрам и составу возросли, вынудив сделать его более стабильным.В 1916 г. Роберто Фирпо, невероятно популярный дирижер того периода, создает аранжировку для классического танго-секстета: две скрипки, два бандонеона, фортепиано и контрабас. Он был первым, кто ввел в состав танго-оркестра пианино. По словам Германа Немолякина, украинского исследователя танго, Фирпо как композитор вдохнул в танго романтику, которая до этого была далека от этого жанра[5].Фирпо дебютировал в 1907 году как профессиональный музыкант в трио со скрипачом Франсиско Постильоне и кларнетистом Хуаном Карлосом Басаном. Они выступали в клубе «Хансен». Один из членов трио Басан начал импровизировать на кларнете, чтобы привлечь клиентуру. В итоге эта импровизация Басана превратилась в его танго «La chiflada».Состав, введенный Фирпо, стал основой классического оркестра Típica, в который входили, как правило: 5-6 бандонеонов, фортепиано, 1-2 контрабаса, 5-10 скрипок, иногда несколько альтов и виолончелей.Более высокие требования к оркестру привели к повышению квалификации музыкантов. Если в первых составах играли самоучки, то уже в начале XX века стали появляться профессиональные музыканты, становившиеся впоследствии композиторами, дирижерами и аранжировщиками «золотого века» танго.Танго никогда не относилось к классической музыке до тех пор, пока в 1920 г. Хулио Де Каро, скрипач, не сформировал оркестр и не сделал танго более элегантным, целостным и благородным. Именно великий эволюционист Де Каро ввел в танго инструментальные соло.В 1933 году у Де Каро наступил этап экспериментов с количеством оркестрантов и широким использованием новых тембров (духовые, ударные). Его эксперименты можно наблюдать на записи танго «Fuego» на радио «El Mundo»[6]: большой состав (больше 20 человек), в котором отчетливо слышно трубы и кларнеты. Также в начале мы можем услышать небольшое соло кларнета, которое начинается с глиссандо, заставляющего вспоминать о «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина.В 1911 году в Париж попадают ноты и тексты танго Энрике Сабаридо «La morocha». Песня-танец производит здесь настоящий фурор. Париж становится первым местом массового увлечения танго. Далее моду подхватили Лондон, Берлин и другие столицы Европы.В России тоже было свое танго. Оно стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ века, хотя его танцевание было официально запрещено. Однако, несмотря на запреты, танго становилось всё более любимо. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с «Кумпарситой» Родригеса, «Брызгами шампанского», «Утомленным солнцем». Звучали мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении В. Козина, П. Лещенко, К. Сокольского и А. Вертинского…[7] А затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов, часто исполняемое духовыми оркестрами.В 1922 году европейские руководства установили международный стиль салонного танго. Как только танец танго широко распространился среди аристократии и среднего класса во всем мире, верхушка общества Аргентины приняла до этого недостойный танец как свой родной.Военный переворот 1930 года положил конец 18-летнему периоду относительной свободы и демократии в Аргентине. Танго было вынуждено смолкнуть. Но после окончания военных действий в 30-40-е годы ХХ столетия, в Буэнос-Айресе вновь происходит расцвет танго. Пришедший к власти в 1946 году Хуан Перон поощрял народную массовую культуру, в том числе и танго, для которого наступили дни небывалого подъема. Танго становится национальным танцем. Немалую роль в этом сыграли песни, которые пел Карлос Гардель. На его концерты были аншлаги и танго-пластинки с его песнями вошли в дома многих жителей Буэнос-Айреса.Период с 1940-х по 1950-е считается «золотым веком» танго: в то время появилось огромное количество певцов и музыкантов высокого уровня. Ни один город в мире не имел столько действующих оркестров, как Буэнос-Айрес в 1940 году. По утверждению Немолякина, там выступало около 200 оркестров [11]. Появилась конкуренция среди исполнителей и, следовательно, в оркестры принимали только лучших музыкантов.За это время было написано больше танго, чем за все предыдущие года. Великие поэты объединились с талантливыми музыкантами, и им удалось создать лучшие произведения своего времени. Именно в эти годы говорят о музыкальной классификации танго, о мелодическом, ритмическом и драматическом танго.Танго получило большую поддержку со стороны средств массовой информации, которые посвящали ему большую часть своего вещания. В национальном кино танго почти всегда было главным действующим лицом.В «золотой век» танго исполнялось в самых роскошных ночных клубах. Так же танго много играли в кафе. В кафе не танцевали, только слушали разные оркестры, которые сменяли друг друга на протяжении дня. Посещение милонг – танго-вечером – стало способом общения для местного населения, и танго активно развивался как танец. В кафетериях, в отличие от кафе, можно было танцевать. Там оркестры Típica делили сцену с джаз-бэндами. Но реальной опорой оркестров танго были кабаре, которых было множество в центре Буэнос-Айреса. Там была постоянная публика и очень много посетителей.Без преувеличения можно сказать, что танго тогда можно было услышать в каждом уголке Буэнос-Айреса. Именно это и было «золотым веком» танго.Дмитрий Великов в своей статье говорит о трех основных традициях исполнения, сформировавшихся к концу сороковых годов [2]. Первая, и наиболее влиятельная, была «escuela decaristo», или школа Де Каро. Музыканты, усвоившие инновации, привнесенные в танго Хулио Де Каро, такие как Педро Лауренц, Анибаль Тройло, Освальдо Пульезе (не принимая во внимание его музыку более позднего времени), исполняли танго на манер номеров классического джазового биг-бэнда. В начале звучала тема, после по очереди исполнялись сольные или групповые импровизационные вставки, после чего номер завершался либо повторением темы, либо импровизационной каденцией бандонеона. У этой музыки в композиционном смысле было очень много общего с джазом тех лет. Импровизации нередко накладывались друг на друга, создавая полифонический эффект. Именно эта группа исполнителей, также подражая биг-бэндам, чаще использовала духовые в своих оркестрах – в основном это были засурдиненные трубы и кларнеты. Реже – флейты. Соло духовых напоминали джазовые импровизации на заданную тему с использованием таких приемов как глиссандо, свинг, флажолеты и прочие.Вторая школа исполнения – это так называемая «escuela fresedista», родоначальником которой считается Освальдо Фреседо. Классическими представителями этой традиции являются Фреседо, Карлос Ди Сарли, Флориндо Сассоне и Мариано Морес. Метрическая пульсация при исполнении танго у этих исполнителей была сведена к минимуму. Практически вся музыка этих оркестров исполнялась по нотам, а номер строился, как симфоническая пьеса. Состав инструментов в этих оркестрах мог отличаться от традиционного и иногда включал арфу, вибрафон, гобой и ударные инструменты. Скрипичная группа преобладала над бандонеонами. Многие приемы оркестровки были напрямую заимствованы из симфонической музыки. Приверженцы этой школы играли, как правило, в более дорогих танцевальных заведениях и пользовались успехом у светской публики в Буэнос-Айресе.И, наконец, третья традиция состояла в творческом переосмыслении уличного танцевального танго-орилльеро 20-30-х гг. Наиболее яркими представителями этого направления были Родольфо Бьядджи и Хуан Д’Ариенцо. Исходно исполнявшаяся исключительно с целью аккомпанемента для танца, эта музыка имела четкий ритм, и все исполнительские партии были ему соподчинены.Активное использование духовых в «золотом веке» мы можем услышать в оркестрах Адольфо Роскуэяса (трубы), Франциско Ломуто (кларнеты), Адольфо Переза (флейта), Франциско Канаро (трубы, кларнеты и флейты) и Энрике Родригеса (кларнеты и туба).После «золотого века» наступила эра «nuevo» (новое танго), которое почти всегда ассоциируется исключительно с именем Астора Пьяццоллы, хотя он не был одинок в своих начинаниях. Но именно с Пьяццоллы начались эксперименты со старым классическим танго. Помимо смешения музыки началось смешение инструментов, электронные интерпретации. Так танго стало концертным произведением. Астор любил повторять: «Я всегда считал, что танго создано более для уха, чем для ног»[8].Затем, в течение 50-х танго пришло в упадок. Экономика Аргентины переживала кризис, иммигранты осознали себя аргентинцами, и силы, которые питали танго в период его зарождения, больше не выполняли своей роли.Милонги переезжают в небольшие кафетерии в центре города, в результате чего рождается стиль «милонгеро». Танцуют его в близком объятии, грудь к груди, с партнерами, стремящимися друг к другу, чтобы освободить пространство для ног и движения. Танго-оркестры также возвращаются к «компактному» составу в три-четыре человека. В 60-х годах был невероятно популярен квартет «Los Tubatango», состоящий из тубы, флейты, гитары и бандонеона[9].В марте 1976 года, в результате государственного переворота, военные захватили власть в Аргентине, и танго на долгие семь лет оказалось под запретом. Так продолжалось до 10 декабря 1983 года, когда к власти пришло конституционное правительство во главе с Раулем Альфонсином.Начинается эпоха возрождения аргентинского танго. В Париже ставится шоу «Танго Аргентины», на Бродвее мюзикл «Forever Tango» и в Европе «Tango Pasion». Так танго разделилось на два вида: сценический, театральный и более близкий, интимный танец, который все еще танцевали в барах Буэнос-Айреса. С приходом нового тысячелетия танго опять переживает возрождение и остается той музыкальной формой, которая соединяет в себе мелодичность, лиричность, красоту и безошибочный, ритмичный драйв.В огромных количествах возникают новые танго-оркестры, уже не ограничивающие себя в использовании инструментов. Одним из самых известных европейских коллективов нашего времени является «Hyperion Ensemble»[10], который был сформирован в 1992 году в Италии как ансамбль, интересующийся современной музыкой. «Гиперион» за 25 лет своей активности принимал участие в более чем 880 шоу и фестивалей по всей Европе, предлагая широкий репертуар в диапазоне от традиционного танго до современного [19]. В настоящее время в состав входят: Бруно Фиорентини (флейта и руководитель ансамбля), Луис Бетанкор (бандонеон) Валерио Джианнарелли (скрипка), Данило Гранди (контрабас), Никола Тоскано (гитара), Джийдо Боттаро (фортепиано) и певец Рубен Пелони.Как мы видим, сегодня танго вновь накрывает нас уже третьей волной. На наших глазах происходит превращение классического аргентинского городского танца в особый музыкальный жанр – пластичный, многоликий и многогранный. Ознакомившись с историей, мы можем сказать, что у танго – и музыки, и танца – была непростая судьба, наполненная то гонениями, то почитанием. Нет ничего удивительного в том, что танго стало ассоциироваться с драмой – оно было рождено и выковано в ней.