Заметки тангеро, не совсем забывшего, как дрожат коленки при выходе на танцпол.
Статья Валерия Гребенника. Печатается с разрешения автора.
«Всё, что я напишу ниже, может быть спорно, неоднозначно и неполно. Но если вы уточните, поправите, дополните, возможно, вы без преувеличения спасете чью-то танго судьбу или ножку вашей же любимой партнерши. Это то, чем пользуюсь сам и что облегчает жизнь и помогает получать удовольствие.
1. Цели. Самая простая и самая главная – уберечь девушку, которая танцует с вами, дать ей все возможное, чтобы она могла расслабиться, доверяя вам, могла закрыть глаза. Ибо если ей будет хорошо с вами, есть шанс, что и вам будет хорошо с ней. Вторая не такая важная, но все-таки очень существенная – тратить поменьше внимания на трафик самому, чтобы больше можно было сосредоточиться на музыке и удовольствии. Для этого нужно бы кое-что знать и уметь.
2. Основное правило – уважение правил, как на дороге при вождении авто – «не делай неудобно другим и будь понятен на дороге»: обходитесь без резких маневров, будьте предсказуемы, дайте другим партнерам спереди и сзади привыкнуть к вашей динамике. Есть шанс, что рядом с вами им не придется делать резких движений и уворачиваться, менять траекторию движения. Не подпирайте впереди идущего, не мигайте ему фарами. Не создавайте слишком много места перед собой – на него обязательно кто-то покусится.
3. Естественность. Вы должны быть готовы сделать шаг в любую сторону с любой ноги. И повести туда партнершу. Как? Как в жизни, когда вы идете за молоком, а на голову вам метит птичка. Отпрыгните или отшагните. Быстро. Легко. На автопилоте – инстинкте. Просто ИДИТЕ! Переносите тело (вес, ось, объем), задницу вашу вместе с бедрами и туловищем сверху. С головой, но без ее участия. У головы – другие задачи: идти или нет за молоком в магазин – ей решать. Как перепрыгнуть через лужу – не ее дело! Просто прыгайте, иначе, обдумывая, как движется стопа и хороша ли постура, намокнете непременно. Сюда же можно отнести и привычку ходить связками – забейте! Еще раз: в танго НЕТ каких-то особенных шагов, которыми вы не пользуетесь в жизни! Оформление – да, может отличаться. Суть – та же – перенести задницу и все остальное. А почему, собственно, столько внимания именно ей? У дамы – это самое тяжелое место. Спросите санитаров, они знают. Кто-то вообще рекомендует: как бы вам ни нравилась грудь девушки, направлять внимание / ведение надо именно к … Правильно. И надо стараться обращать ведение не к свободной ноге, пытаясь прошмыгнуть рядом, а к опорной. Но это уже немножко оффтоп.
4. Танго — «это про то, как ходить» (Арсе). НО! «Можно НЕ ходить» (примерно через полгода, Капусси). Для меня это было откровением! Вовсе! Совсем. Ни шагу… Над новичком иногда кружит злой рок и имя ему «Надо-что-то-делать!» И с решимостью идущего на смерть, он прорывается во впереди стоящую пару третьим. Нет! Расслабьтесь! Вы можете НЕ ходить, а, оставаясь на месте, вести свою партнершу на прерванные движения, кортадо, очитос, ложные крестики и оттопывать синкопы на простой смене веса с минимальным продвижением. Если вас прижмут так, что лучше бы уже просто связали – остается дыхание, микродвижения, выстраивание тела — подготовка к шагу, то, что Гавито в другом контексте называл «танго — это то, что между шагами».
5. Не замирайте в толпе. Партнеры рядом точно так же отслеживают пространство боковым зрением. Если вы замерли или прекратили движение, или сильно уменьшили его амплитуду, вы перестали восприниматься ими как «занятое пространство». В худшем случае вы воспринимаетесь как еще одна колонна, которую можно игнорировать ввиду полной неподвижности. На использовании бокового зрения основывается и рекомендация не обращать внимания на трафик вовсе: «если вы активно танцуете в пространстве пары, вокруг чувствуют вашу энергию». В этом есть доля истины, но в целом такое безразличное отношение к трафику не работает. Это перекладывание ответственности на других — «А пусть они…», да и представления о пространстве и допустимой динамике у всех разные. Например, споры о том, допустим ли один шаг назад, столь же бурные, как и в годы моего первого прихода в танго… т.е. почти в древности. Что такое это пространство пары и как его создать – об этом чуть ниже.
6. Не обгоняйте справа. Никогда. Точка. В это время вы вне видимости партнера, для него это место свободно! Если он сделает мощный шаг в эту сторону, то этим он высадит вас на столик рядом с танцполом, и тогда ловите стаканы и доказывайте потом всем, что вы не шашлык, а ваша девушка не пицца.
7. Хочешь жить – умей вертеться. Тут всё просто – в круговых динамиках вы получаете необходимую маневренность и возможность видеть на 360 градусов. Сделать шаг в освободившееся пространство. Подставить свою спину или попу и прикрыть партнершу собой. Простора для линейной динамики в одном направлении практически никогда нет! Но начинашек учат вначале двигаться именно линейно, и им катастрофически не хватает места! Ходите по кругу. Центр окружности (прикиньте, как в геометрии) может располагаться между партнерами, вне пары, или им может быть один из партнеров. При этом они могут двигаться в одном направлении вперед и назад или в разных навстречу друг другу. Возможности для маневра при этом – широчайшие.
8. Меняйте стилистику. Открытее / закрытее, ближе / дальше ваше объятие – ваш выбор. Закрытая глухая, похожая на боксерскую стойку, постура милонгеро и раскованно-элегантная салонная занимают разное пространство по объему. Стилистика танца тоже сразу изменится (во всяком случае, должна бы). Чуть выше поднять локоть левой руки партнера – и бедра партнерши частично блокируются. Может, тогда ей не придет в… да, в голову делать высокое болео и размашистые шаги / очо. Маленькие, под корпусом, шажочки, крестики. Добро пожаловать в «милонгеро». Попробуйте также поиграть со спиной партнерши, положив вашу ладошку ближе-дальше, выше-ниже, пальцами вверх- вниз и вы поймете, что даже у самой тонкой девушки на спинке есть столько места приютить вашу ладонь. Когда я впервые проделал этот опыт, мне показалось, что спина – огромна!
Еще две рекомендации как можно влиять на длину шага партнерши: уровнем партнерши по высоте — чем ниже вы задаете уровень, тем длиннее можно сделать шаг, и, наоборот, когда вы вытягиваетесь в струночку и партнерша вместе с вами, то шажечки возможны только совсем маленькие, а иногда она просто не может поставить ногу (тот же принцип ведения, что в малюсеньких волькадках или ведение на крестик-как-украшение). Ладонь правой руки, чем касаться спины — верхний или нижний край, как открытие-закрытие дверцы. Без давления, конечно. Воспринимается партнершей интуитивно. Но поскольку эти способы требуют уже хорошей чувствительности и навыка, они боюсь недоступны совсем новичкам. Для них самое рабочее правило по технике остается иметь для себя четкое представление куда именно, на шаг какой длины или на сколько шагов вы хотите повести девушку. Представлять себе конечную точку этого перемещения. А тело выдаст нужный посыл.
8. И, наконец, то самое «о пространстве, когда его нет». Даже в самом плотном трафике вы можете положиться всегда без исключений только на то пространство, которое занято непосредственно вашими телами. Вы физически создаете объем внутри пары, чуть меняя постуру. Утрируя до неприличия – ваше только то, что заняли ваши задницы. И танцевать в этом объеме вы можете только совсем маленькие шаги, прерванные движения и кортадную технику. Она пригодится вам и в милонге. Так примерно танцуют маэстрос, показывая «шоу на газетке».
9. Паровозики. Есть способы коллективного выживания. Если вы знакомы и уверены в своих товарищах, выходите на танцпол вместе. Следуя ровненько друг за другом, вы можете вместе создать безопасное пространство.
10. Локоть. Костью в спину – сильное средство отрезвления от резких шагов назад. В знаменитой лекции Годой рассказывал, как пользовались этим старые милонгеро. Правда, они иногда пользовались и ножом. Так что, имхо, вы можете, чуть подняв локоть, прикрыться плечом от летящей сбоку пары, но при шаге назад все-таки лучше пользоваться ладонью. Просто мягко подставьте ладонь, этого хватит.»