CAMINITO
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

JUAN D’ARIENZO

Juan D’Arienzo — Еl rei del compás and and El Grillio (Хуан Д’Ариенцо — Король ритма)

14.12.1900 — 14.01.1976

14 декабря 1900 года в Буэнос-Аресе в семье итальянских иммигрантов Амалии Амендолы и Альберто Д’Арьенцо родился их первенец, которому дали имя Хуан. Позже родились брат Эрнани и сестра Жозефина.
По иронии судьбы Хуан до самого момента своей славы имел серьезные разногласия со своим отцом, который отказывался принимать увлечение сына музыкой и видел в нем будущего юриста и своего преемника на месте главы компании, являвшейся крупным сельхозяйственным производителем. Однако Хуан слишком любил музыку, хотя позже шутил, что из-за своего увлечения кое-что потерял в своей жизни. Его отцу же можно только посочувствовать, ведь двое других детей были тоже музыкально одарены: Эрнани играл на ударных и пианино, а Жозефина играла на пианино и пела.
Мать наоборот поощряла музыкальные увлечения детей и послала их учиться в Mascagni Conservatory, там Хуан учился с 8 лет. Позже он ходил также в Altiban-Piazzini Conservatory.
В обычной школе у Д’Арьенцо тоже не было никаких проблем, позже он даже поработал на своего отца и был хорошим продавцом. Этот опыт помог ему в дальнейшем разбираться в бизнесе.
Когда Д’Арьенцо был еще подростком, жизнь свела его с прекрасным пианистом, тоже подростком на тот момент, звали которого Анхель
Доминго Д’Агостино. Спустя некоторое время друзья начали репетировать вместе, и вскоре получили заказ на игру в зоопарке по воскресеньям. Играли втроем – к ним присоединился еще один знакомый, Карлос Бьянчи, игравший на флейте. Сам Д’Арьенцо играл на скрипке, в то время как Д‘Агостино занял место за фортепьяно. Друзья без лишней скромности назвались «Ases del tango» («Тузы танго») и по договоренности должны были получать 4 песо за каждое выступление. Дебют состоялся, вот только им так никто и не заплатил. Раздосадованные ребята после этого устроили поджог, но, к счастью, огонь был быстро потушен.

Простой стиль и ясный ритм с четкими акцентами продолжают привлекать публику и поддерживают славу D’Arienzo как «Короля ритма» (Еl rei del compás).

В 1917 Д’Арьенцо знакомится с Карлосом Посадасом, выдающимся композитором, который становится наставником Хуана. При нем Д’Арьенцо устраивается в оркестр театра «Avenida», но через год Посадос умирает в возрасте 33 лет.
Первый концерт молодого Juan D’Arienzo был сыгран в 1919г, но сам композитор Д’Арьенцо потом говорил, что помнит его довольно смутно и вспоминал о нем без энтузиазма. 25 июня театральная труппа Арата-Симари-Франко в театре Nacional представляла премьеру комической пьесы Альберто Новиона «El cabaret Montmartre».
Д’Арьенцо в интервью 1949 года сказал, что он играл на этой премьере:

«Мы, Д’Агостино и я на скрипке, приняли участие в премьере сонеты Альберто Новиона «El cabaret Mantmartre».

Однако, Доктор Луис Адольфо Сьерра установил, что на премьере этого спектакля играл другой оркестр — коллектив Роберто Фирпо. Когда он (Фирпо за фортепиано, Каэтано Пульизи на скрипке, Педро Маффиа и Хуан Баутиста Деамброджио на бандонеонах и Алехандро Микетти на ударных) решил с 1 сентября больше не участвовать в постановке, он был заменен на Д’Арьенцо — Д’Агостино.
В дальнейшем D’Arienzo сотрудничает с театром вместе с D’Agostino, который играет на рояле, аккомпанируя известной в то время, певице танго Evita Franko .


В 1926 году, начав играть на скрипке в оркестре Tipica Paramount, где он, по собственному утверждению, отточил стиль, который позже стал его визитной карточкой – подчеркивание партии пианино и четвертой скрипки.
Кстати говоря, на Paramount он работал с Carlos Gardel, который тоже записывался для этой компании. Непосредственно вместе они не записывались, однако Гардель, по утверждению Д’Арьенцо, стал «в некотором смысле» его фанатом.

«Хотя он и не пел под мое сопровождение, он всегда приходил в кабаре, где я играл» — вспоминал потом Д’Арьенцо.

Свой собственный оркестр он собрал уже в 1928 году. Д’Арьенцо в этом смысле повезло с родственными связями. Его дядя Альфредо Амендола владел звукозаписывающей компанией Electra и предложил Д’Арьенцо начать делать записи на его предприятии. Было решено попробовать собрать оркестр, начав сразу с записей, чтобы это дало разгон проекту. И идея сработала.
За период 1928-1929 годов в состав оркестра входили: пианисты Висенте Горресе, Анхель Д’Агостино, Николас Ваккаро, Луис Виска, Хуан Карлос Ховард и Альфонсо Лакуэва; скрипачи Альфредо Маццео и Луис Куэрво;
бандонеонисты Сириако Ортиз, Николас Примиани, Флорентино Оттавиано, Ансельмо Айета и Эрнесто Бианчи, и Хуан Пульизи на басу. Голосами оркестра были певцы Карлос Данте, Франциско Фиорентино и певица Ракель Нотар.
За тот период было записано 44 композиции, а также оркестр играл в кинотеатре Hindu. Позже коллектив трансформировался и стал сначала оркестром Д’Арьенцо-Виска, а затем оркестром Д’Арьенцо-Полито, однако записей ему сделать так и не удалось. Чуть после этого момента Д’Арьенцо заключает договор с кабаре Chantecler, сотрудничество продлилось почти 4 года, и именно в этот период Д’Арьенцо стал по настоящему знаменит.
В 1935 году к оркестру вместо Лидио Фасоли, который постоянно опаздывал на репетиции и выступления, присоединяется пианист Rodolfo Biagi (уже опытный музыкант, игравший с Paco Juan Guido и Francisco Canaro, аккомпанировавший Carlos Gardel), внеся в музыку и аранжировки оркестра D’Arienzo свой собственный, четко узнаваемый стиль.
Именно приход Biagi сделал 1935 год ключевым в карьере Juan D’Arienzo. Появление Biagi в оркестре изменило тактовый музыкальный размер, сделав обычный счет 2/4 быстрым и задорным битом, что и определило дальнейший стиль.
Однажды композитор Пинтин Кастелланос принес Д’Арьенцо мелодию «La Puñalada«, или «Удар Кинжалом». Бьяджи предложил играть композицию не в ритме 4/8, а 2/4. Д’Арьенцо поначалу не соглашался, он не хотел менять стиль или ритм. Но на следующую ночь Д’Арьенцо опаздывает к началу выступления оркестра. Коллектив решает попробовать сыграть-таки мелодию в новом ритме, в результате мелодия мгновенно становится хитом, публика танцевала с таким упоением, что, когда толпа, крича и аплодируя, просила Д’Арьенцо продолжать играть в новом стиле, оркестру пришлось играть всю ночь на пролет.
Когда Бьяджи 22 июня 1938 года, записав с оркестром “Champagne tango”, покинул коллектив, чтобы организовать свой собственный оркестр, его сменил Полито, первой записью которого стало танго “El internado”. Ну а Д’Арьенцо тогда уже не использовал иной ритм, кроме как 2/4. Этот ритм смог привнести свежесть, юношество и вдохнуть жизнь в танго. Оркестр Д’Арьенцо вернул танго танцующим, и теперь танго снова представлял интерес для молодежи.


В 1936 г., в возрасте 35 лет, Juan D’Arienzo поднимается на одну ступень популярности с Julio De Caro (который был моложе его на год, но стал настоящей звездой еще в 1924 году).

До D’Arienzo, в танго, собственно танец являлся второстепенным, первое место занимали тексты песен, исполнители, затем аранжировка. Вернув аргентинское танго танцорам, позволив их ногам быть главными, дав народу возможность танцевать аргентинское танго, а не просто слушать музыку D’Arienzo стал «королем бита». Именно он разнообразил танго, влив в него новую жизнь. Печаль и грусть, переживания в музыке стало возможным не только прочувствовать, но и протанцевать.
В отличие от других оркестров «золотого века», D’Arienzo вернулся к ритму 2х4, что характеризовало музыку старой школы, но он использовал современные аранжировки и инструменты.
Juan D’Arienzo y Jorge Valdez — Hasta siempre amor
Juan D’Arienzo – Estrella
К концу 40-х годов относится и интервью D’Arienzo:
«На мой взгляд, танго охватывает все: ритм, нерв, силу и характер. В раннем танго мы слышали все это, и теперь мы обязаны стараться не растерять все составляющие, потому как мы забыли, что несколько лет назад аргентинское танго уже переживало кризис. Оставив позади современность, я делал все возможное, чтобы возродить танго. По моему мнению, весомую роль в том, что танго стали отвергать, сыграли вокалисты. Это было время, когда танго-оркестры были не более чем предлогом для выступления певца, музыканты аккомпанировали кому-то, кто назывался «звезда». Для меня это было невозможным, так не должно было быть. Как я уже отмечал, Танго это также и сама Музыка, я бы даже добавил, Оно по своей сути есть Музыка. И как следствие этого, оркестр, играющий танго, не может быть отодвинут на задний план, и создавать всего лишь фон для вокалиста. Проще говоря, то, что создано для оркестра, не может исполняться вокалистом. Для оркестра важен музыкальный инструмент, а не голос человека, и вокалисту не следует подменять какой-либо инструмент. Я выступаю против той ошибки, которая явилась причиной кризиса танго и отодвинула оркестр-танго назад, а голос певца выдвинула на первый план. Более того, я старался спасти в танго мужскую силу, которая была утеряна в водовороте успеха. В моей интерпретации танго, я закрепил каждый ритм, нерв, силу и характер, которые были достигнуты в музыкальном мире и которые были утрачены в погоне за другими ценностями. К счастью, этот кризис был временным, и сегодня наше аргентинское танго переродилось с энергией его лучшего времени. Моей главной гордостью является то, что я принадлежу к возрождению танго-музыки». Juan D’Arienzo

Сам D’Arienzo все же выдвигал голос вокалиста на передний план в некоторых композициях, но даже тогда, он заставлял певца подчиняться скорости оркестра.

Несмотря на то, что его слава давным давно перешагнула экватор и оба океана, его зарубежные гастроли проходили только в Уругвае из-за того, что Д’Арьенцо боялся перелетов. Его страх начался после катастрофы, в которой погиб Карлос Гардель.

«Однажды Карлитос сказал мне: «Слушай, Хуанито, думаю, я погибну в самолете». Я ответил ему: «Прекрати этот бред, не неси чушь». Но это не был бред. Он предвидел это».

После этой истории Д’Арьенцо никогда не поднимался на борт самолета.Если бы не эта фобия, Д’Арьенцо мог бы оказаться даже в Японии. Сам император Хирохито, будучи большим любителем танго, приглашал его на гастроли. Д’Арьенцо особенно оценил тот факт, что император пригласил его лично, а не через импресарио.

Через его оркестр прошло великое множество музыкантов. В 1934 году даже Carlos di Sarli в течение месяца играл у него на пианино, заменяя Виска во время выступлений в Chantecler. Лица менялись, но оркестр просуществовал многие годы, не меняя стиля игры.

За месяц до своей смерти в 1975г. D’Arienzo подвел итоги своего творчества:

«Фундаментом моего оркестра является пианино. Когда мой пианист Polito болен, я заменяю его на Jorge Dragone, если что-то еще случается позже, для меня это потеря личного характера. Затем необходимым элементом оркестра является 4-я скрипка, она должна звучать как альт или виолончель. Я объединил в свою группу пианино, двойной бас, пять скрипок, пять бандонеонов и 3-х певцов. Моя группа никогда не была меньше этого количества. Иногда для некоторых записей я даже использовал больше десяти скрипок».

Зрители в конце карьеры Д’Арьенцо смотрели на то, как эксцентрично тот дирижирует оркестром, подходя к музыкантам и заставляя их играть выразительнее. На него смотрели с любовью, в его дирежировании чувствовали ностальгию и что-то дерзкое. Д’Арьенцо в какой-то момент даже перестал использовать дирижерскую палочку, сказав, что она мешает ему быть достаточно выразительным, и что он дирижирует так, как чувствует музыку, его чувства передаются оркестру, а оркестр передает их слушателям.

«Когда я на сцене, я всегда делаю из этого шоу. И я не делаю это потому, что я веселый парень. Я делаю это потому, что я так чувствую. Это то, какой я есть в этот момент»

Маэстро ушел из жизни в 1976 году и был похоронен на кладбище Чакарита в Буэнос-Айресе. А ритм его мелодий до сих пор руководит шагами танцующих по всему миру
Статья подготовлена Максимом Степановым.
по материалам:
Tango y Lunfardo Nº 132, Year XIV, Chivilcoy, 16 September 1997. Director: Gaspar J. Astarita
http://www.verytangostore.com/legends/
La Voz del Pueblo, 23.12.1975г.
https://tangomoskva.com



2006 - 2023 © caminito.ru
Студия аргентинского танго в Санкт-Петербурге
Made on
Tilda