CAMINITO
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

EL ULTIMO ORGANITO

ТЕКСТ ПОДГОТОВЛЕН ЕКАТЕРИНОЙ СТУКОЛОВОЙ

FRANCISCO CANARO — ALBERTO ARENAS — EL ULTIMO ORGANITO

Шарманка – одна из основных тем в танго. Она очень символично преподносит нам чувства и ощущения прошлого не только вокруг человека, но и в самом человеке.
До появления радио именно шарманка была «голосом» танго. С её помощью обитатели пригорода
знакомились как с новинками, так и могли просто послушать и танцевать на эскинах (уличные перекрёстки со срезанными углами) , в патио (внутренние дворы многочисленных ковентильо – домов общежитий для городской бедноты и иммигрантов ). В качестве примера можно привести последний куплет “El Portenito” Villoldo. Это было одним из первых танго, записанным на валик шарманки.
Шарманки были разной конструкции – носимые на ремне через плечо «органчики», установленные на ручной тележке «пиано» и самые большие которые были установлены на двухколёсной повозке в конной упряжке “ banda militar”. Именно такая шарманка является главной «героиней» по видимому в известном танго Homero Manzi “El ultimo organito” (Последняя шарманка):
Шарманка, как и люди вокруг, вынуждена зарабатывать, её голос печален с нотками тоски , даже когда улыбается окружающим. Её наряд – перкаль кукол, затёртость мелодий — роднит с обитателями баррио в широком смысле. Шарманка – их голос.
El ultimo organito 1949 г. Letra: Homero Manzi Musica: Acho Manzi Последняя шарманка
Las ruedas embarradas del ultimo organito
Vendran desde la tarde buscando el arrabal,
Con un caballo flaco y un rengo y un monito
Y un coro de muchachas vestidas de percal.
Con pasos apagados elegira la esquina
Donde se mezclan luces de luna y almacen
Para que bailen valses detras de la hornacina
La palida marquesa y el palido marques.
El ultimo organito ira de puerta en puerta
Hasta encontrar la casa de la vecina muerta,
De la vecina aquella que se canso de amar;
Y alli molera tangos para que llore el ciego,
El ciego inconsolable del verso de Carriego,
Que fuma, fuma y fuma sentado en el umbral.
Tendra una caja blanca el ultimo organito
Y el asma del otono sacudira su son,
Y adornaran sus tablas cabeza de angelitos
Y el eco de su piano sera como un adios.
Saludaran su ausencia las novias encerradas
Abriendo las persianas detras de su cancion,
Y el ultimo organito se perdera en la nada
Y el alma del suburbio se quedara sin voz.
Художественный перевод Екатерины Стуколовой:
В закат уходит последняя шарманка,
Её увозит в туманную даль,
А с ней хоровод девчонок одетых в перкаль
На перекрёстке под луной
Закончит путь свой ,
Станцуют вальс последний свой
Принцесса и её уставший герой.
Уж нет тебя, что в танго влюблена :
Мимо дома твоего проходя ,
Я не услышу те стихи…
Дом пуст — его окна немы ,
Напрасно я ищу там тебя
Нет там тебя…
Приходит осень, с ней туман,
Что дарит надежду на обман –
Танго как пропуск в рай ,
Пускай последний раз, пускай.
Последняя шарманка «прости» не скажет
Закрытым дверям, что молчат,
За ними много лет назад
Прятали невест, ждущих любви,
Но всё равно, заслышав голос её, они
Исподволь смотрели в окно.
Шарманке уже всё равно,
Нет тех, кто так любил её
Она уж не увидит ангела лицо,
Тех улиц, что её пути,
Теперь их не найти…
Шарманка – пригородов душа,
Печально голос разнося,
Поёт, что уходит навсегда.
Настоящее имя: Homero Nicolas Manzione
1 ноября1907 –3 мая 1951
Аргентинский поэт-песенник, автор текстов для многочисленных мелодий танго. Он как никто другой, обеспечил своим творчеством присутствие поэзии в словах танго.
Родился в смешанной семье: мама – уругвайка, отец – аргентинец, в провинции Сантьяго, на северо- востоке Аргентины.
В возрасте 7 лет переехал в Буэнос-Айрес в Боэдо, бывшем в 1910-х пригородом Буэнос-Айреса. В течении нескольких лет он был воспитанником пансиона «Колехио Луппи» , расположенного в баррио Нуэва-Помпея. Картины этого баррио Манци были отражены в таких танго как «Баррио танго» и «Сур»1948 г..
Решающий вклад Манци в танго состоялся в обновлении и обогащении жанра милонги — это “Milonga sentimental”1931 г., “Milonga del novecientos” 1933 г., “Milonga triste”1936 г.,” Milonga de Puente Alsina”,”Milonga de los fortines”, “Betinoti” 1939 г., “Carnavalera”,”Papa Baltasar”,”Pena Mulata” 1940 г . и другие, написанные с пианистом Себастьяном Пьяна. А так же вместе с ним написаны такие танго как “El pescante”, “De barro”,вальсы “Paisaje”и “Viejo ciego”1926 г. и другие . Кроме того он сотрудничал со многими музыкантами –“Milongon” Ф. Канаро;”Arrabal”, “Romantica” Ф. Липецкер; ”Campo afuera” 1939 г. Р. Бьяджи; “Monte criollo” Ф. Праканико 1935г.;”Abandono”П. Маффиа; “Negra Maria”1941 г., “Malena”1942 г., “Solamente ella”, “Manana zarpa un barco”1941 г. , ”Tal vez sera mi alcohol” Л. Демаре; “Recien” с О. Пуглиезе; “En un Rincon” Э. М. Артола; “Fueye”, ”Oro y plata” 1943 г. с певцом Чарло; “Mano blanca” с А. де Басси; “Romance de barrio”, “Recordando” 1949 г. , “Che bandoneon” А . Тройло и “El ultimo organito” 1949 г. со своим сыном А. Манци и другие. Был сторонником того, чтобы текст и его исполнение по ритмической композиции соответствовали музыке в танго .
За свою короткую жизнь занимался журналистикой ( в 1934 г. Был основан им журнал «Микрофон»), как профессор преподавал литературу. Был вовлечён в политику (он был членом партии во главе с Пероном). Из-за этого был лишён звания профессора в 1935 г.
Свою карьеру в кино начал в возрасте 41 года. Был режиссером в фильме «Моя бедная любимая мать» 1948 г., ”El ultimo payador” 1950 г. . Участвовал в создании фильмов как актёр –« Моя бедная любимая мать» 1948 г., « Война гаучо»1942 г., «Варварские пампасы» 1945 г. и как сценарист – в 12 фильмах . Фильм-биография – “ Homero Manzi, un poeta en la tormenta” 2009 г. Им также написаны были 3 книги.

Существует ещё несколько танго, посвещённых шарманке. Это “Organito de la tarde” Х. Гонсалес; Organito del suburbio” Р. Торрес ; “Musica de organito” М. Бузон; “Organito” Х. К. Гравиц; “Organito arrabalero” Э. Баффа и Х. Либертэлла; “Organito Callejero”.
Хотя шарманки были весьма распространены в Буэнос-Айресе до 1900 года, расцвет их деятельности приходится на первое десятилетие 20 века, просуществовали они до 1940-х годов. Последний шарманщик – Hector “Manu” Manuel Salvo умер 11 сентября 1998 года, его дочь продала его шарманку за 35 тыс. долларов. Современные шарманщики Буэнос-Айреса – это одиночки – энтузиасты.

2006 - 2023 © caminito.ru
Студия аргентинского танго в Санкт-Петербурге
Made on
Tilda