CAMINITO
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Методика преподавания аргентинского танго в студии CAMINITO

Степанова Галина Валерьевна
Руководитель танцевальной студии «Caminito»

Методика преподавания аргентинского танго в

студии CAMINITO

Доклад на 39 Всемирном Танцевальном Конгрессе,

CID UNESCO

Россия, Санкт-Петербург,

2015

Аргентинское танго– это известный аргентинский танец, который олицетворяет танцевальную культуру Латинской Америки. Он настолько популярен в Аргентине, что многие утверждают, что если бы не футбол, то танго можно вполне было бы назвать синонимом самой Аргентины. В самой Аргентине танго является одним из обязательных предметов школьной программы. Научился читать и писать – пора становиться тангеро. Его можно начинать танцевать в любом возрасте, обладая любой комплекцией, а также любым уровнем физической и хореографической подготовки.
Аргентинское танго – это, прежде всего, социальный танец, то есть танец, который вы сможете станцевать всегда, когда играет музыка танго и есть желающий (-ая) составить вам пару.
Танго очень полезно для поддержания формы и является отличной заменой фитнесу. Множество вращений укрепляют вестибулярный аппарат, а быстрая смена положений тела развивает реакцию, координацию, способность держать баланс. Регулярные уроки тренируют ягодичные мышцы и пресс.
Период с 1955-го по 1983 годы считается самым печальным временем в развитии танго и всей Аргентины. В результате произошедшего военного переворота было свергнуто правительство. Власть перешла в руки военных генералов, принадлежавших к высшим общественным слоям. Они отвергали все, что было поддержано Пероном. С целью политической безопасности военным правительством было запрещено проведение ночных мероприятий и собраний людей. Они старались регулировать положение в стране, в результате чего милонги практически исчезли. Запрет был также наложен на исполнение отдельных песен танго. В период политических репрессий поэзией отражались патриотические чувства, вследствие чего лирику посчитали подрывной, запретив ее исполнение. Танго и музыка ушли в подполье, было закрыто много танцевальных мест. В конце 1950-х танго перестает быть популярным, в основном, через средства массовой информации: звукозаписывающими фирмами навязывалась новая иностранная музыка. В те времена широко распространились такие танцы, как свинг, рок-н-ролл. К сожалению, практически была утрачена хореография Аргентинского танго. И только с 1983 (на смену хунты пришло демократическое правительство) хореографию начали восстанавливать по крупицам от тех, кто еще помнил или танцевал в «подполье». Это были Miguel Balmaceda и Nelly Arganaraz
Аргентинское танго полностью построено на ведении. В танце четко распределены не только шаги, но и роли – гендерные. Мужчина лидирует, предлагая даме сделать то или иное движение, и чутко ждет от нее обратной связи. Как только этот контакт есть – «я поняла, я готова идти» – мужчина сопровождает даму уже в этом совместном движении. Этот контакт создается объятием. Танго-объятие позволяет решить многие проблемы. Такое объятие с контактом в груди позволяет женщине непосредственно чувствовать направление движения верхней части тела партнера, а также ощущать ритм его шага. А поскольку в контакте находится лишь верхняя часть тела, то ноги остаются свободными для выражения ритм музыки.
Каждый танец в социальном танго в действительности состоит из трёх различных танцев. Мужчина своими ногами танцует одну комбинацию ритма, в то время как партнершу он ведет так, чтобы её ноги танцевали другую комбинацию ритма. И помимо этого, он ещё использует верхнюю часть туловища для выражения мелодии. В то время как ноги партнеров танцуют каждый свой ритм, их тела в объятии вместе выражают настроение музыки.
Двое людей, танцующих АТ, встречаются со следующими трудностями. Они должны уметь комфортно двигаться, находясь вблизи с другими танцорами, соблюдая определенную дистанцию, которая постоянно меняется при этом. Более того, они должны использовать две различные части своего тела для выражения музыки. Ноги выражают compás танго за счет шага в ритм музыки, в то время как верхняя часть тела выражает настроение мелодии, обычно путем движения по танцполу, вращения на месте. И наконец, задача партнера – движение под музыку и ведение, а задача партнерши – четкое и эффективное следование (а иногда и помощь в навигации). Это действительно инженерная задача. В эффективном объятии танцоры общаются между собой при помощи мелких движений и тонких ощущений. Это можно сравнить с движением воды в стакане: если вы его будете трясти, то вода выплеснется, но если вы аккуратно подвигаете стаканом при помощи мелких и точно скоординированных движений, то внутри вы создадите водоворот.И лучшее биомеханическое решение заключается в современном танго объятии. Обучение эффективному объятию сложная задача, как для мужчин, так и для женщин. Основную трудность составляет именно глубинное ощущение всех аспектов, потому что для пущей эффективности объятие нужно сперва связать с вашим собственным телом, с тем, как вы работаете с полом и переносом веса, а после этого уже с телом вашего партнера или партнерши. Чтобы научиться эффективному объятию, нужно выйти на другой уровень понимания и работать не столько при помощи механических действий, сколько при помощи образов, намерений и направлений. Многие танцоры, даже самые продвинутые, зачастую еще представляют себе объятие просто как “корпус с руками, которыми я берусь за партнера”, не понимая, что объятие — это нечто, выходящее за рамки анатомии. Поэтому у многих танцоров и танцовщиц объятие более менее работает, но эффективным его не назовешь. Объятие, особенно близкое — деликатное, интимное пространство и может легко превратиться в тесное и невыносимое.
Существует одно фундаментальное намерение, которое всегда помогает создать хорошую коммуникацию в паре, независимо от танцевального опыта. Это “посыл”, который партнеры могут передать друг другу в объятии в начале танца, а также во время его, и “звучит” он так: от мужчины к женщине “Доверься мне”, а от женщины к мужчине “Я тебе доверяю”.Чтобы танцевать, партнерша должна быть бесстрашной, а для этого партнер должен внушать ей доверие. Если партнерша не танцует, то партнер тоже не сможет танцевать.
Освоение АТ, как и любого другого вида хореографии, связано с определённой тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на определенном положении тела, позициях и структурах танца.

Обучение в нашей студии проходит в несколько этапов:

  1. Базовый уровень. Постура — для АТ характерено удержание веса на передней части стопы, вытянутость корпуса наверх и за партнера. Развитие баланса. Изучение основных структур АТ. Упражнения на развитие танцевания в музыку ( танцевание в сильную долю, 1 шаг на 2 сильные доли и удвоения) Занятия расчитаны примерно на 3 месяца, из расчета посещений 2 раза в неделю. Через 8-10 занятий обучающиеся могут посетить милонгу (вечеринку, где танцуют аргентинское танго), курсы и семинары, и способны танцевать с различными партнерами. На занятиях проходит знакомство с этикетом и основными принципами поведения на милонгах (Приглашение взглядом-кабесео, танцевание по линии танца, безопасное танцевание среди других пар).
  2. Уровень Продолжающие Работают над основными структурами и танцуют, не теряя собственного баланса, в состоянии интерпретировать музыку и используют украшения, не ломая танец, Занимающиеся полностью освоили основы танцевания и работают над промежуточными элементами танго и некоторыми более продвинутыми структурами, и в открытом и в близком объятии. Учатся естественно приспосабливать Ваш стиль танца к различным оркестрам. Знакомятся с вальсом и милонгой. Занятия на этом уровне расчитаны на 9 месяцев,после которых социальные танцоры уверены в своей роли лидера/последователя, могут сохранить равновесие, импровизировать свободно и понимают шаги партнера, могут повести и следовать за нетипичными изменениями темпа и направлений.
  3. Уровень Совершенствующиеся. Продолжают работать над развитием тела, развитием музыкальности (сложное синкопирование,полифония). Знакомятся с различными стилями Аргентинского танго. Учатся танцевать в паре вне оси (экстремальный баланс). Могут при желании осваивать фигуры и связки сценического танго (прыжки и поддержки).
Танцуя танго регулярно, по крайней мере 2-3 раза в неделю, в течение 4-5 лет или дольше , принимая участие международных фестивалях и марафонах, обучающиеся становятся опытными танцорами, которые чувствуют себя одинаково уверенно в танго, вальсе и милонге. У них есть превосходный баланс, хорошая техника, и , танцуя, они играют с ритмом и музыкальностью. Остаются довольны танцем на очень переполненном танцполе, и никогда не тревожат других пар. Могут легко приспособить и проанализировать сложный набор движений и создать свои собственные изменения.

Построение урока.

Первая часть урока – разминка . Задачей этого этапа урока является овладение правильной постановкой корпуса, головы, ног, рук, развитие координации движений, необходимой для исполнения танцев, правильной постановкой дыхания. Упражнения, включаемые в разминку, помогают учащимся приобрести баланс, выразительность и красоту в движениях. Разминка заставляет учащихся не только разогреть мышцы, но и психологически настроиться на разучивание структур, из которых затем сложатся танцевальные вариации.
Для АТ как и для джазового танца характерна как полицентрия ( движения разных центров в разных направлениях) так и полиритмия ( движения центров в разных направлениях и в разном ритме) что в АТ характерно особенно для партнера. Поэтому мы используем упражнения на развитие подвижности позвоночника и изоляции и координацию.
Основная часть урока. Выработка навыков ведения и следования, Разбор структур и соединение их с другими структурами в связки, использование их в практическом танцевании ( структурная и музыкальная комбинаторика).
При неравном количестве партнеров и партнерш- чаще дамы( но бывают и кавалеры), оставшиеся без пары, под руководством преподавателя занимаются в течении 2-х танцев у зеркала, разбирая некоторые технические моменты или осваивая украшения, основанные на мелкой моторики ног.
Завершающая часть урока. Два танца в режиме милонги (тренировка приглашения) с любыми партнерами .
Кроме обычных уроков проводятся занятия специфические по технике , которые помогают быстрее развить тело и наработать определенные технические навыки для улучшения танцевания.
Также помимо регулярных занятий,мы проводим циклы интенсивных занятий, посвященных углубленному разбору определенной темы (например : паузы и их танцевание; музыкальное танцевание — компас, ритм, мелодия танго;и др).
Сложность в обучении представляет контингент обучающихся — это взрослые работающие люди, которые не всегда могут посещать занятия. К сожалению, пропуская занятия часто, люди отстают от группы и теряют интерес.
Танго как феномен развивается, несмотря на тех, кто пытается сохранить его в первоначальном варианте. Появляются новые движения, иногда заимствованные из других танцев. Рождаются смешанные стили -бачатанго и танго-фьюжн. И это требует от танцующих аргентинское танго на милонгах (вечеринках), постоянно или, по крайней мере, периодически посещать занятия и мастерклассы.
Список литературы
  1. Никитин В. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца Текст]: / В.Никитин. – М.: Один из лучших, 2006. – 253 с.
  2. Кауль Н., Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы [Текст]: Метод. пособ. / Кауль Н. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 352с.
  3. П. Боттомер, Учимся танцевать [Текст]: Метод. пособ. / П.Баттомер. — М.: Эскмо – Пресс, 2001.
  4. Есаулов.Г. Устойчивость и координация в хореографии. Метод. Пособ.1992
  5. Пичугин П.А. — Аргентинское танго — 2010
  6. ЛопуховА.В. — Основы характерного танца-2010
  7. Miss Eileen SwapstoneHow to Dance The Tango. 1914
  8. Christine Denniston The Meaning of Tango 2003
  9. Veronika Toumanova -TANGO ESSAYS- 2014
  10. Rick McGarrey «Tango and Chaos in Buenos Aires» 2009

2006 - 2023 © caminito.ru
Студия аргентинского танго в Санкт-Петербурге
Made on
Tilda