CAMINITO
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

ЗАРОЖДЕНИЕ ТАНГО

Автор заметки — Александра Сластина

Зарождение танго

Перевод с испанского и подготовка материала Александры Сластиной

Считается,
что слово «танго» возникло намного раньше самого танца и уже в 1803 году фигурировало в словаре Испанской Королевской Академии как один из вариантов слова «тáнгано», что обозначало косточку или камень, применяемый для одноименной игры. В 1889 году было официально признан
о второе значение слова «танго» — праздничны
й танец негров Южной Америки. Однако, должно было пройти ещё около ста лет для того, чтобы словарь Королевской Академии определил «танго» как «парный танец родом из Аргентины с двоичным музыкальным ритмом, второй и четвёртой сильными долями, распространённый повсеместно».
Другие исследования народной музыки полагают, что термин происходит из собственных языков африканских народностей и обозначает «закрытая местность». Приверженцы этой точки зрения считают, что африканские языки были занесены в Южную Америку чёрными рабами, которых во множестве привозили в Рио де ла Плата.
С третьей точки зрения, слово «танго» происходит из португальского языка, трансформированного и смешанного с креольским афро-португальским диалектом. Лингвисты утверждают, что при сравнении слов «танго» и «тамбо» можно найти у них общие корни, приводящие к слову «там-там» (особый барабан, использовавшийся для ритуальных танцев у негров). Более того, в диалекте бозаль (bozal) существовало выражение «tocá tambo» (tocar el tambor (исп.) — бить в барабан), которое также могло звучать как «tocá tango». Место сбора чёрных рабов как в Африке, так и в Южной Америке, тоже называлось «танго». И точно также в начале ХХ века в Буэнос Айресе стали называться лачуги в предместьях города, где негры собирались ненадолго отвлечься от своей незавидной участи и потанцевать.
В 60-ых годах XIX века среди обитателей порта Рио де ла Плата, представлявших собой пёструю смесь из креолов, мулатов, индейцев, негров, а также моряков проходящих судов, были популярны австрийский вальс, пасадобль, зарзуела, кубинская хабанера, различные мазурки и квадрильи, негритянские фанданго и кандомбе. В это время танго как такового ещё не существовало. На окраинах города только зарождалось «танго аррабалеро» (arrabal (исп.) – окраина, предместье), провокационный танец, больше напоминавший сексуальную игру, и взорвавший чопорное аргентинское общество. Преследуемый церковью и запрещённый полицией за свою скандальность, танго аррабалеро был тесно связан с вожделением, запрещенными развлечениями и алкоголем. Запрет вынуждал желающих потанцевать встречаться в потайных местах, дабы не быть захваченными полицией. Танго развивалось в борделях, бараках и низкопробных барах. Танец считался вульгарным из-за чрезмерной близости мужеского и женского тел.

Tango Argentino». The Mark Hellinger Theatre и The City Center в Нью-Йорке
В 80-ых годах XIX века бордели Аргентины стремительно приумножались. Они наполнялись в основном иностранками – женщинами из Испании, Франции, Италии, Германии, Польши, — чьи клиенты также были иммигрантами, бросившими свои семьи в поисках лучшей доли на другом континенте. Со временем посетителям публичных домов приелись традиционные «спектакли» пансионерок и хозяева, в попытках сохранить клиентуру, начали приглашать танцоров «со стороны». Неожиданно эти выступления приглашенных танцоров стали так популярны, что, по просьбам посетителей, их пришлось проводить всё чаще и чаще. Танго вышло из тени. Уже в конце 80-ых годов в Буэнос Айресе открываются театры, где актёры в комедиях, зарзуелах и других подобных спектаклях поют и танцуют танго. Конечно, театры открываются на окраинах города, и первоначально их публика состоит исключительно из мужчин.
Зарзуела (оперетта)– сценический музыкальный жанр, возникший в Испании. Состоит из музыкальной, певческой и разговорной частей. Термин «зарзуела», применяемый как к театральным постановкам, так и к музыкальным произведениям, происходит от названия королевского дворца Зарзуела, расположенного недалеко от Мадрида, в камерном театре которого были поставлены первые спектакли.
В связи с тем, что танго считалось танцем для девиц из публичных домов, в конце XIX века можно было увидеть на улице пары мужчин, танцующих танго. Женщины, считающие себя мало-мальски приличными, до таких низов опускаться себе не позволяли.
Впрочем, танец уже давно не ограничивался бедными кварталами. Как эпидемия, он распространялся на рабочие районы и потихоньку начал завоёвывать внимание высших слоёв общества, особенно после того, как танго было признано в Европе.
Слияние различных языков и акцентов, привезённых в Аргентину иммигрантами, их знаний, привычек породило не только феномен танго. Параллельно возник и начал развиваться особый язык – лунфардо (lunfardo). Характерная особенность лунфардо — инверсия слогов в словах:
  • gotán вместо tango (танго) (отсюда название французско-аргентинской группы Gotan Project),
  • jermu вместо mujer (женщина),
  • sope, вместо peso (песо=денежная единица Арг.)
  • biaru, вместо rubia (блондинка)
Подобно лунфардо, в канадском Монреале (Квебек) в конце XIX — начале XX века, под сильным влиянием английского языка иммигрантов, сформировался особый диалект французского языкажуаль. Но в отличие от жуаля, лунфардо образовался при контакте двух близкородственных языков (в основном, испанского и итальянского), а поэтому скорее напоминает украинско-русский суржик или белорусско-русскую трасянку. Тем не менее, в отличие от ныне широко распространённых трасянки и суржика, лунфардо постепенно угас с введением массового образования в Аргентине во второй половине XX века.
Танго конца XIX века представляло собой смесь из различных музыкальных стилей. Классическими инструментами считались бандонеон, фортепьяно, флейта, криольская гитара, контрабас и скрипка. Группы исполнителей обычно представляли собой трио из флейты, скрипки и гитары. В конце XIX века к ним, постепенно вытесняя флейту, присоединяется бандонеон. Суровые жизненные реалии заставляли музыкантов объединяться независимо от того, нужен ли был определённый инструмент при исполнении или нет. Основным критерием оставалась популярность группы и, как следствие, заработок. Среди инструментов, на которых исполняли танго, встречались даже кларнет, арфа и мандолина. С 1900 года начинают появляться квартеты и квинтеты, что практически полностью уничтожило формат трио. Однако, мелкие коллективы начали объединяться. Из этого спонтанного объединения со временем вырос первый Традиционный Оркестр Танго.


Maria y Carlos Rivarola

В начале ХХ века женщины отбросили предрассудки и прочно заняли место в танцевальной паре. В 1904 году Казимиро Айн вперые выступил в Театре Оперы с танго-номером, вместе со своей женой. Появляются такие танцоры как Рикардо Гиральдес, Флоренцио Парравинсини, Джордж Ньюбери. Но, несмотря на нарастающую популярность, музыка танго продолжает считаться запрещенной.
В 1910 году танго впервые пришло в Европу, в Париж, откуда стремительно распространилось по всему миру. Его очарованию покорились высшие слои общества, танго танцевали во всех европейских столицах. В танцевальные салоны Старого света танго было принесено молодыми сыновьями состоятельных семей Буэнос Айреса. Юноши давно зачастили на танцы, не столько из любви к танго, сколько чтобы вызвать раздражение своих папаш, до сих про видевших уличную жизнь через призму борделей и грязных скандалов.
Изначально мелодия танца возникала спонтанно, вместе с самим танцем. Музыканты в определённой манере поддерживали с помощью инструментов крики восхищения, когда какая-нибудь одаренная пара блистала на паркете. По иронии судьбы, именно это удерживало танго в списке запрещенных танцев: зачастую участники были мало либо совсем необразованны и не считали необходимым выбирать выражения.
Считается, что первым человеком, спевшим танго, был Карлос Гардель, хотя история знает и другие имена – Антонио Вьерголь, Луис Ролдан, Перез Фрейре. В 1920 году среди авторов и композиторов появляется некто Паскаль Контурси, ставший впоследствии основным поэтом танго. В качестве примера его известности можно привести песню «Моя грустная ночь» («Mi noche triste»). Контурси выражал в своих песнях меланхолию и душевную боль от потери любимой женщины. Он старался лишить танго любого намёка на вульгарность и непристойность. Но именно Карлос Гардель был первооткрывателем танго в Европе. В 1925 году он стал исполнителем и следующие 10 лет блистал на мировом музыкальном небосклоне. Гардель скончался в 1935 году, в возрасте 45 лет, в результате авиакатастрофы. С его смертью танго утратило свою популярность за пределами Аргентины. Открыть танец заново предстояло Астору Пьяцолле, который вдохнул в него новую жизнь, сломав привычную классическую схему. Объединив разнообразные влияния, Пьяцолла ввёл в музыку танго резкие и нервные ритмы, которые привели к радикальной трансформации жанра.
Сегодня танго живо как никогда, не столько как массовое явление, сколько как некий элемент души, определяющий стиль и ритм жизни. Это живой, постоянно развивающийся организм. Он включает в себя не только хореографию и музыку, но также стихотворные формы, музыкальные и голосовые вариации. В глобальном смысле танго стал образом жизни, манерой чувствовать и ощущать.
Ссылки на оригиналы текста:
http://www.welcomeargentina.com/tango/historia.html http://www.argentinaxplora.com/activida/tango/origen.htm
http://www.elportaldeltango.com/historias/origen.htm
http://www.mibsasquerido.com.ar/xTango1.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лунфардо


2006 - 2023 © caminito.ru
Студия аргентинского танго в Санкт-Петербурге
Made on
Tilda