CAMINITO
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

EDGARDO DONATO

Эдгардо Донато — Edgardo Donato (14.04.1897 — 15.02.1963)


Эдгардо Донато. Аргентинское танго

Донато родился в Буэнос-Айресе, в семье выходцев из Италии. Когда он был ребенком, его семья переехала в столицу Уругвая Монтевидео. Он вырос в семье, где было 9 детей, трое из которых, по стопам отца, стали музыкантами: Асканио (Ascanio), виолончелист и композитор; Освальдо (Osvaldo), пианист и композитор; и Эдгардо Фелипэ Валерио (Edgardo Felipe Valerio), скрипач.
Его отец, Эрнесто Донато, занимал пост дирижера камерного оркестра Монтевидео. С детства играл на мандолине, затем виолончели. До конца жизни музыка была его страстью.
Проводником в мир музыки для Эдгардо стал его отец, с десяти лет он стал познавать этот мир, затем он учился в консерватории имени Ференца Листа. В 21 год он был готов работать профессионально.
Edgardo Donato — Julian
Edgardo Donato — El Huracan
Карьеру он начинал в области оперной музыки как и отец. Эдгардо всегда выглядел очень серьезно, хотя по жизни был закоренелым весельчаком.
Вскоре он присоединился к оркестру Негро Кеведо (Negro Quevedo) аргентинского бандонеониста. В 1919 Донато выступал с оркестром Карлоса Уоррена (Carlos Warren), первым в стране оркестром, игравшем джаз. На некоторых выступлениях они выступали поочередно с оркестром Эдуардо Ароласа (Eduardo Arolas), так Донато познакомился со скрипачом Роберто Зерийо.
В 1922 году Донато сочинил свой первый хит «Julián», на слова Хосе Паниццы (José Panizza). Попытка продать этот текст за двадцать песо, а потом и дешевле, потерпела фиаско. В конце концов, он издает его на свои деньги. А через два года его первое аргентинское танго постиг успех – в Буэнос-Айресе песню исполнили Ирис Марга (Iris Marga) и популярная певица Росита Кирога (Rosita Quiroga).
В 1923 году были выпущены еще несколько его песен, среди них: «Corazoncito de oro», «Beba» и «Muchacho» –на слова Селедонио Флореса (Celedonio Flores).
Вскоре после этого, он сочинил аргентинское танго, впоследствии ставшее одним из наиболее часто исполняемых, «A media luz».

Edgardo Donato — A Media Luz
Edgardo Donato — El Lengue
«Я сочинил «A media luz», когда ехал в трамвае» — говорил композитор. Аргентинское танго было впервые исполнено в Монтевидео с голосом Люси Клори (Lucy Clory). Немного позднее его записали Фирпо, Канаро и Гардель.
Следующими были «Oiga» и «T.B.C.» (название одного закрытого клуба в Монтевидео).
«A media luz» вместе с «La cumparsita», «El choclo» и «Caminito» сейчас являются образцом музыки Рио-Плата.
В 1927 году Донато собрал оркестр «Донато-Зеррийо». В состав оркестра входили: бандонеоны — Эктор Мария Артола, Хуан Туртурейо (Juan Turturiello) и Эктор Гентиль (Héctor Gentile); скрипки – Донато, Зеррийо и Армандо Хулио Пьовани (Armando Julio Piovani), который к тому же мог быть вокалистом; фортепиано – Освальдо Донато; виолончель – Асканьо Донато; контрабас — Банкала (A. Bancalá).
Их дебют состоялся 14 июля 1927г. в Монтевидео, где они были замечены импресарио кинотеатра Буэнос-Айреса — Селект Лавайе, — на сцене которого выступали лучшие оркестры. И после этого им предложили выступать там на протяжении всего сезона. Они выступали там до 1930 года под именем «Orquesta Típica criolla Donato-Zerrillo», а реклама на афишах гласила: «Девять асов танго, самый потрясающий местный оркестр, который вам когда-либо доводилось слышать».
Позже к оркестру присоединился певец Луис Диас, и они записали диск на лейбле «Brunswick». Этот вокалист участвовал в записях двадцати из пятидесяти пластинок оркестра. В 1930 году после короткого тура с певицей Асученой Маисани, оркестр распался.

Edgardo Donato — El Acomodo
Edgardo Donato — Se Va La Vida

Новый оркестр, где Эдгардо Донато был уже единственным руководителем, начал записываться на лейбле «Brunswick» и выступать, выступать, выступать. На радио оркестр представляли как «Девять асов танго, Эдгардо Донато и его невероятный креольский оркестр типико». Участниками оркестра были: бандонеон — Хуан Тиртурьельо, Висенте Виларди и Мигель Бонано; скрипка — Эдгардо Донато, Армандо Хулио Пьовани и Паскуаль Умберто Мартинес; пианино — Освальдо Донато; виолончель — Асканио Донато; контрабас — Хосе Кампес; певцы — Антонио Родригес Лесенде, Карлос Виван и Теофило Ибаньес.
Для «Brunswick» Донато записал более 130 тем. В декабре 1932 года он перешел на «Victor» и записал «El Huracán» с вокалистом Феликсом Гутьерресом. Эдгардо Донато сотрудничал с этим лейблом до конца своей карьеры, кроме короткого перехода на «Pampa», где записал 40 тем.
Оркестр Эдгардо Донато был очень востребован, и помимо постоянных выступлений на радио, в различных театрах, кинотеатрах, кабаре и клубах, был включен в кинокартину «Tango» (1933г.) – первый аргентинский звуковой фильм. В этом же году оркестр появился в картине «Los tres berretines». Эдгардо Донато был композитором к фильмам «Riachuelo», «Picaflor» и «Así es el tango». Донато и его оркестр, в скором времени, стали ассоциироваться с аргентинским танго.
В 1944, помимо выступлений со своим оркестром, Э.Донато собрал квартет «Los caballeros del recuerdo» для исполнения репертуара «старой гвардии», в него вошли: фортепиано- Франсиско Праканико (Francisco Pracánico); банденион — Ансельмо Айета (Anselmo Aieta); скрипки — Донато и Доминго Доннарума (Domingo Donnaruma).
В 1945 его брат Освальдо Донато собрал свою собственную группу, в которую ушли многие музыканты оркестра Донато, и из-за этого пришлось реорганизовать труппу. В связи с этим были приглашены банденионист — Эрнесто Росси (Ernesto «Titi» Rossi); оранжировщик-бандонеонист — Хулиан Пласа (Julián Plaza); первой скрипкой стал Роландо Курцель (Rolando Curzel); фортепиано – Бернандо Блас (Bernardo Blas).
Оркестр снова появляется в кино, в фильме, ставшем символом того периода, «Pelota de trapo». Они аккомпанировали певцу Оскару Фуэнтесу (Oscar Fuentes).
Оркестр Донато был танцевальным оркестром, без особых претензий на стиль, и вполне соответствовал веселому и рассеянному характеру своего лидера. Люди говорили: «он живет на Луне».
Про рассеянность Донато ходило много историй, не все из которых были правдивы. Его дочь рассказывала, что как-то он ехал в трамвае и встретил там знакомого, с которым разговорился. Они вышли из трамвая, продолжая болтать, и только через некоторое время Донато понял, что его жена, с которой он ехал, осталась в трамвае. В другой раз он сказал, что ему хотелось бы иметь в своем оркестре певца Адольфо Риваса (Adolfo Rivas), которого он как-то прослушивал в звукозаписывающей студии. Он совсем забыл, что Ривас уже числился в его оркестре и в это время ожидал Донато для записи.
Донато сочинил более чем двести композиций, и некоторые из них считаются настоящей классикой аргентинского танго: «A media luz», «Julián», «Muchacho», «El huracán», «T.B.C.» так же «Se va la vida», «Por mi viejita», «El acomodo», «Mi serenata», «Beba», «Volvé», «Cartón ligador», «Riachuelo», «Pobre soñador», «El lengue», «Bigotito» (фокстрот), «Qué careta», «Se va la lancha», «Pensalo bien» и многие другие.


2006 - 2023 © caminito.ru
Студия аргентинского танго в Санкт-Петербурге
Made on
Tilda