CAMINITO
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

FRANCISCO LOMUTO

Francisco Juan “Pancho Laguna” Lomuto (Франциско Ломуто 24.11.1893 – 23.12.1950)

Статья подготовлена Валентиной Марчук

24 Ноября 1893 г. в окрестностях парка Патриций Буэнос-Айроса родился Францико Ломуто, в многодетной семье музыкантов. Его отец Виктор Ломуто был скрипачом, мать — Розалия Нардучи — была пианисткой. Первые уроки музыки ему давала мама.

Трое из его братьев также посвятили себя музыке: Виктор был скромным бандонеонистом и гитаристом. Вместе с Мануэлем Пиццаро он уехал во Францию, создал там семью, и работал в оркестре Bianco-Bachicha.
Энрике был пианистом и первым из семьи стал выступать перед аудиторией. Он привел свой оркестр в танго и записал диски в нескольких вариациях. Он стал отцом бандонеониста, автора и аранжировщика Даниеля Ломуто.
Гектор посвятил себя другому направлению в музыке, выступал в ансамбле «Гектор и его Джаз», был очень популярен, часто выступал на радио и выпустил много записей.
Нельзя не отметить одного из братьев, Оскара, который посвятил себя журналистике и написал несколько произведений, среди которых есть одно о танго “Nunca mas” («Никогда больше»). И с этим танго связана одна история, а скорее даже легенда:
«Это танго было написано в начале двадцатых. В это время Франциско Ломуто устроился играть на шикарном круизном корабле «Кабо Полонио». Для него эта работа была большой удачей, и перед ним вскоре могли открыться двери всех звукозаписывающих студий. До этого он был больше известен как композитор, но это было не тем, к чему стремился Франциско.
Несмотря на то, что корабль был очень престижным, в рояле, который был на корабле, одна клавиша была выломана. Ломуто не обращал на это внимания, поскольку это не сказывалось на мелодии. Но однажды он все таки сломал палец, попав в этот зазор. Так Франциско Ломуто пришлось отказаться от карьеры пианиста и больше никогда не играть на рояле. «Никогда больше!» — с горечью повторял он эти слова всё плавание, и взял эти слова в название своей следующей песни.
Хотя в тексте, который написал его брат Оскар Ломуто нет ни слова про корабли и сломанные рояли, в пользу этой трагической легенды говорит тот факт что Франциско Ломуто сделал на партитуре посвящение: «Моему дорогому другу, и искусному доктору Хосе А. Куинтане».»
Когда Франциско подрос, мать отдала его в консерваторию, где он занимался только музыкой и много упражнялся. Когда ему стукнуло 13, он написал свое первое аргентинское танго «El 606».
Через несколько лет он стал работать в музыкальном магазине, играя в различных местах для клиентов.
Его первое аргентинское танго было горячо принято и его призывали сочинять другие. Достаточно быстро были сделаны записи Ferrer-Filipotto в США с лейблом Виктор. Чуть позже музыканты записали «Río Bamba» and «El chacotón». В 1915 Франциско Канаро записал его «La rezongona» и «Los Dardánelos», а Roberto Firpo: «La revoltosa» в 1917.
Но бум пришелся на «Muñequita», на слова Адольфа Гершель, премьера которого состоялась в 1918г. в театре в исполнении María Luisa Notar. Это была так же одна из первых записей, зарегистрированных в США оркестра Típica Select.
Вместе с другом Франциско Канаро, Ломуто продвигает идею создания организации для защиты прав авторов и композиторов. С его же помощью Ломуто попадает в оркестр, чтобы набраться практики, для осуществления еще одной идеи — создать свой оркестр.
Вскоре он солировал как пианист, так же выступал дуэтом вместе с братом Энрике, который играл на гармонике. Они выступали в утреннем эфире радио Sudamericana, который располагался недалеко от Plaza de Mayo. В 1922 году он объединился в фортепианный дуэт с Гектором Куэсада, так появились его первые 8 записей.
Позже к ним присоединяются: Manuel Pizarro и Pedro Polito – бандонеонисты, Agesilao Ferrazzano и Miguel Tanga – виолончелисты. Несколько лет таким составом они играли для туристов в круизе из Бразилии на север страны, Tierra del Fuego, на корабле «Cap Polonio». Имя корабля было использовано в названии нового танго. И уже в 1923г. они вместе организовали новый оркестр на материке. Оркестр состоял: бандонеон — Vicente Romeo и Ángel Ramos, виолончель — Lorenzo Olivari и Esteban Rovati, контрабас — Ángel Corleto, фортепиано – его брат Энрике. Позже, к ним присоединился Ricardo Luis Brignolo — первый бандонеон.
На записи приглашались: Эдуардо Армани – скрипка, Minotto Di Cicco – бандонеон, Alberto Castellanos – пианино, — для усиления звучания оркестра.


Франциско Ломуто был очень ответственным музыкантом, который был осведомлен о технических ограничениях, поэтому он рано отказался от игры на фортепиано и посвятил свою деятельность управлению оркестром.
Он выступал на самых дорогих танцевальных вечеринках, следуя примеру Канаро, и прибавлял в танго своего оркестра джазовые нотки. В связи с этим он добавил новых музыкантов и инструменты: тромбон, саксофон, трубу, кларнет.
В 1926 16-летний бандонеонист Даниель Альварес, которого знали под именем «Сардина», т.к. у него было тонкое тело, присоединился к оркестру. И этот великий музыкант привнес особую индивидуальность и мощность оркестру, с которым оставался до 1933г.
В 1927 “выстрелил” новый хит танго «Cachadora», на слова Панчо Лагуна, который был никем иным, как сам Ломуто.
Его оркестр был очень узнаваем: четкий ритм, он был стилистически традиционным, и не было какой-то высокой цели, а скорее создание подходящей среды для танцевания с приятной музыкальностью. С другой стороны музыка оркестра выделялась своеобразным окончанием – уменьшенной седьмой, что стало своего рода торговой маркой.
Около 1929 года был сделан огромный вклад музыкантами Луис Зинкес, Гарольдо Ферреро и Даниэль Альварес, в темах бандонеона. Среди скрипок, помимо Армандо Гутьерреса и Карлоса Таверны, выделился Леопольдо Шиффрин «El mujik», отец композитора и аранжировщика множества фильмов Лало Шиффрена. На фортепиано был Оскар Наполитано, бас-гитарист — Альфредо Sciarreta, на кларнете — Кармело Агила, венесуэльский Наталио Наппе был на тромбоне и Дезио Сальвадор Чилото на перкуссии.
Франциско Ломуто был одним из самых популярных музыкантов аргентинского общества, его оркестр вызывал восторг зрителей в Клубах Progreso, Mar del Plata, Trocadero, Escuela Naval, в лучших элитных клубах страны.
Следуя по стопам своего друга Канаро, в 1932 г. Ломуто начал работать в театре музыкальной комедии. Первым был «La vuelta de Miss París», с театральной компанией Pierina Dealessi´s. Где была представлена премьера его танго актрисой Iris Marga «Papanatas» (на стихи Антонио Ботта) и певицы Фернандо Диас «Aunque parezca Mentira» (с текстом и музыкой Ломуто).
Позже в театре Smart (сегодня это театр Blanca Podestá), прошла премьера «La gran milanesa nacional», и вскоре после этого «La fiesta del tango», в котором приняли участие также оркестры Педро Маффия и Эдгардо Донато. В 1933г. в «Descanso Dominical» прошла премьера «La canción del deporte», и успешного танго «Si soy así».
В этом же году Мартин Дарре заместил Даниеля Альвареса (первого бандонеониста и аранжировщика оркестра). Эта перемена значительно улучшила музыкальность, благодаря инновациям, привнесенным Дарре.
1 Августа 1936г. был создан SADAIC (аргентинское общество музыкальных авторов и композиторов) и Ломуто был назначен президентом этой организации.
19 Мая 1937 вышел фильм «Melgarejo»с Florencio Parravicini и Mecha Ortiz, с участием оркестра Ломуто и певцом Jorge Omar, который исполнил «No cantes ese tango», композитором которого был Ломуто на слова Rodolfo Blas Arrigorriaga.
В 1938 он появился в «La rubia del camino», режиссера Мануэля Ромеро, со звездами Paulina Singerman и Enrique Serrano.
Его последний оркестр был без сомнения самым удачным. Бандонеонистами в нем были Federico Scorticati, Alfredo Cordisco, Manuel Álvarez и Domingo Greco. Скрипки были в ведении Carlos Taverna, Ernesto Gianni, José Carli and Otelo Gasparini. Пианист — Juan Carlos Howard, двойной бас-гитарист Alberto Celenza и его певцы Alberto Rivera и Miguel Montero.
Франциско Ломуто записывался с оркестром с 1922 по 1950. Было записано более 950 композиций. Наиболее знаменитым исполнителем его произведений был Карло, выступающий совместно с оркестрами Francisco Canaro, Fernando Díaz и Jorge Omar. Хорхе Торрес, Луис Касерес, дуэт Альберто Акуна-Рене Диас и уже упомянутые Альберто Ривера и Мигель Монтеро.
Умер Франциско Ломуто 23 декабря 1950г.



2006 - 2023 © caminito.ru
Студия аргентинского танго в Санкт-Петербурге
Made on
Tilda