CAMINITO
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

CARLOS GARDEL

Карлос Гардель (Carlos Gardel; 11 декабря 1887 или 1890 года — 24 июня 1935 года)


Карлос Гардель. Аргентинское танго

Как вальс начал свое триумфальное шествие по земному шару с появлением Щтрауса, так и аргентинское танго обязано своим торжеством таланту Карлоса Гадреля, выросшего в тех же «аррабалях» Буэнос — Айреса. Гардель вывел танго из-под скромных сводов народных таверн, из дешевых баров и кабаре на концертную сцену. Певец, композитор и актёр, он был и остается самой значительной фигурой в истории танго. Гардель — идол для миллионов латиноамериканцев. Несмотря на прошедшие со дня его смерти десятилетия существует поговорка: «El Zorzal canta cada día mejor» — «Креольский дрозд поёт лучше с каждым днём». С ним аргентинское танго получило не только официальное признание, но и стало своеобразным символом страны.
Карлос Гардель был рупором того старого портеньо, отчаявшегося, запутавшегося, и посреди глинистого Рио де ла Плата, погрязшего в бесконечной нищете и поверженного перед лицом неопределенного будущего, без перспектив.
Гардель, кузнец своей собственной легенды, оставил в тени точные сведения о своей личной жизни. Каждый раз он отмечал свой день рождения в другой день, поставил под сомнение свой истинный возраст и даже позволил себе приписывать место своего рождения разным городам.


Так, по официальной версии, Карлос Гардель родился в четверг 11 декабря (Этот день отмечается как Международный день танго) 1890 года в городе Тулузе, на юге Франции, крещеного под именем Шарль Ромуальд Гардес.
Однако, по другой версии, в Уругвае, в Такуарембо (болельщики местной футбольной команды вывешивают флаг с надписью «Такуарембо — это Гардель» на матчах).

Сын Берты Гардес и неизвестного отца, недостаток, который будет сказываться всю его жизнь. Неслучайно Гардель, незаконнорожденный сын, стал мифом и символом незаконнорожденной страны. Гардель никогда не упоминал своего отца, и эта незатянувшаяся рана повлияла на его нежелание создать самому традиционную семью. У него не было отца, и он сам не был отцом в библейском или генетическом значении.
Туманные исследования и поиски отца часто определяют его как Поля Лассерра, преуспевающего коммерсанта, женатого отца семейства, который не признает Шарля сыном и ускоряет отъезд белошвейки Берты навстречу ее американским приключениям, которым суждено закончиться в Абасто. В 1893 году его мать, Берта Гардель, эмигрировала в Аргентину и привезла двухлетнего сына в Буэнос-Айрес.
Его детство прошло в окрестностях Рынка Абасто, в районе, который его усыновил. Можно сказать, что тогда и родился знаменитый Брюнет с Абасто («El Morocho del Abasto»). В те годы этот район был одним из самых опасных в зарождавшемся рабочем мегаполисе. Хроники повествуют, например, что в 1901 году дрались на ножах Хуан Карлос Аргерич и Хосе «Сиелито» (Солнышко) Траверсо.

Мой дед Педро всегда пытался рассказать обо всей этой бойне на своем очень культурном языке. Он говорил, что сражение произошло из-за «монеты»: Аргерич не захотел платить, а «Солнышко» получил с должника его жизнью, приговаривая что-то вроде «По Закону бедной Америки», насколько я могу воспроизвести ту фонетику, которую я и тогда не очень понимал, вернее, понимать-то понимал, но предпочитал игнорировать. (Воспоминания Хосе Педро Ареси)

Курс начальной школы он прошел в школах Сан Карлос и Сан Станиславо, там же проучился всего до второго класса средней школы, уйдя оттуда в 1906 году.

Карлос начал петь с детства и, благодаря поддержке куплетиста Хосе Бетинотти (крещение песней «El Zorzal Criollo»), юноша начал петь на собраниях комитетов (в политических центрах) и в маленьких пансионах родного района Абасто.
— В те времена ходил по улицам Абасто французский мальчишка, распевая чувствительные песенки. Был он миловидным мальчиком в коротких штанишках, всегда жизнерадостным, — вспоминал Примо Гомес
Его первое публичное выступление состоялось в 1910 году в кафе O’Rondemann в Буэнос-Айресе, приуроченное к столетию Майской революции. В юности уже был хорошо известен в клубах и кафе в barrios (районах) Буэнос-Айреса благодаря исполнению народных песен дуэтом с Хосе Раззано (певцом кафе «Эль Пеладо» из квартала Бальванера), прозванного «El Oriental» («Азиат») за его уругвайское происхождение.
Воспоминания Дона Хенеросо Альби:
«Гарделю дорого стоило завоевать успех, он испытал много лишений, будучи в услужении, но ему повезло с друзьями, которые его вытащили. Чудо Голоса Карлоса, которое по всеобщему мнению появился у него с рождения. Он был необычайно стоек к действию алкоголя, мог в любое время выпить и пить не переставая, как будто никогда не пробовал ничего алкогольного. Многие упоминали о его страсти к морфию. В кегельбанах, где обедал и пел Гардель, собиралось много и доброго, и дурного народа, приходили туда, чтобы пообедать и послушать Гарделя, и проститутки с Абасто, и опасные портовые красавчики, собиравшиеся в танцевальных салонах и публичных домах района. Были крутые времена!»
С 1911 года дуэт получил известность как «El Morocho y el Oriental» («Темнокожий и азиат»).
В 1912 году Гардель записал 15 креольских песен на студии «Колумбия рекордс», аккомпанируя себе на гитаре. Его репертуар по-прежнему состоял из креольских песен.
В 1912 году к дуэту присоединился гитарист и певец Франсиско Мартино. Это трио приняло участие в Фестивалях Шведского Дома. В 1913 году трио расширилось и превратилось в квартет, после того как к нему присоединился певец Саул Салинас, и отправилось на гастроли по провинции Буэнос-Айреса. Вскоре Салинас покинул ансамбль, и снова выступает Национальное Трио, а в декабре 1913 года оно превращается в «Национальный дуэт Гардель-Раццано». В этом составе они и дебютировали в престижном кабаре-ресторане «Armenonville» с креольскими песнями.
8 января 1914 года дуэт дебютирует в Национальном Театре Буэнос-Айреса и с этого момента начинает выступать во всех театрах города, выезжая на гастроли в крупнейшие аргентинские города — Росарио, Санта Фе и Кордоба. К 1914 году Гардель уже довольно известен в Буэнос-Айресе, а в 1915 году состоялись гастроли дуэта в Уругвае, в Королевском Театре Монтевидео. В этом же году исполнители едут на гастроли в Бразилию, и во время этой поездки Гардель знакомится со своим великим кумиром, Энрико Карузо.
В конце 1915 года Гардель получает пулю во время перепалки в баре Пале де Глас в районе Риколлета от Роберто Гевара. У него было задето легкое, и некоторое время он не может петь. С этой пулей он и проживет всю оставшуюся жизнь. Позднее возникла легенда, что Роберто Гевара, стрелявший в Гарделя был отцом знаменитого в будущем Эрнесто Че Геваро.
Примерно в это время к дуэту присоединяется гитарист Хосе Риккардо по прозвищу Негр (“El Negro”). В 1916 году, оправившись после ранения, Гардель возобновляет выступления своего дуэта в Мар дель Плата.
Но настоящая слава к нему приходит, когда Гардель начинает петь аргентинское танго. В 1917 году он записал свою первую танго-песню «Mi noche triste» («Моя грустная ночь») Самуэля Кастриота и Паскуаля Контурси, открыв эру танго-песни, тогда как до этого момента танго воспринималось как сугубо танцевальная музыка без текста.

В этом же году он снялся в первом фильме «Flor de durazno» («Цветок груши»), а также начал записывать диски вместе с Хосе Раззано на студии «Диско Националь» (впоследствии «Одеон»).
С 1918-го по 1922-й год дуэт напряженно работает в театрах Буэнос-Айреса, Монтевидео и всех городов внутренней части Аргентины. Начиная с 1921 года им аккомпанируют гитаристы Хосе Риккардо и Гиллермо Десидерио Барбиери. К 1923 году Гардель уже полностью посвящает себя танго.



С этого момента жанр танго-песни и сам Гардель становятся очень популярны. Карьера обаятельного певца, родившегося во Франции, совпала с зарождением и развитием танго (простонародной музыки и танца кварталов Буэнос-Айреса), этой культурной иконы Аргентины, выразившей её сущность.
Известный как El Zorzal Criollo, птичка певчая из Буэнос-Айреса, Карлос Гардель является легендарной фигурой в Аргентине.
За «Грустной ночью» следуют другие, ставшие впоследствии известнейшими танго, в том числе «Кумпарсита» Родригеса (в интерпретации Карлоса Гарделя получившая название «Si supiero…») и, конечно же, знаменитейшая «Mi Buenos Aires Querido».
Гардель сам сочинял музыку, придумав танго-зонг, которая сразу же стала самым популярным хитом в Странах Латинской Америки. Элита преодолела своё отвращение к простонародным оригиналам танго и раскрыла свои объятия только тогда, когда в 20-х гг. он привез аргентинское танго в Европу, став знаменитым в Нью-Йорке, Испании и Франции.
В 1923 году состоялись первые европейские гастроли.
В 1925 г. он по-дружески расстался с «Азиатом», Хосе Раззано.
В 1925 и 1927 годах Гардель выступал и записывался в Испании, в 1928—1929 годах — во Франции и Италии, в 1930 году — вновь во Франции.
В 30-х гг. он стал необычайно популярной фигурой в Аргентине, Уругвае и нескольких европейских странах. По этой причине голливудская студия Парамаунт Пикчерс пригласила его сняться в четырех фильмах, съемки которых проходили во Франции. Карлос Гардель начинает активно сниматься кино. Его друг, Эдуардо Морора, кинорежиссер, приглашает сниматься в звуковых короткометражках. В итоге появилось более десяти фильмов, в которых Карлос исполнил популярные ныне танго: «Старый смокинг» («Viejo smoking»), «Мой страх» («Tengo miedo»), «Всезнайка» («Canchero»).
В мае 1931 года во Франции Гардель снимется в своем первом полнометражном фильме «Огни Буэнос-Айреса» («Luces de Buenos Aires»). За ними следуют «Жди меня» («Esperame»), «Серьёзный дом» («La casa es seria»), позже его пригласят сниматься в Нью-Йорке. В это время завязывается его дружба с поэтом Альфредо Пера. Вместе они сочиняют серию песен танго, которые сопровождают его по миру: «Тишина» («Silencio»), «Студенческая любовь» («Amores de estudiante»), «Ласточки» («Golondrinas») и другие.
В 1931—1932 ещё одно большое европейское турне — Барселона, Лазурный Берег, Италия, Париж, Лондон, Берлин и Вена.
И в 1932 году началось сотрудничество Гарделя с Альфредо Ле Перой — автором текстов песен и сценаристом его последних фильмов.
Madame Ivonne — последняя запись, выполненная в Буэнос-Айресе 6 ноября 1933 года и 7 ноября 1933 года Гардель уехал на гастроли в Европу и США. Вернуться в Буэнос-Айрес живым ему было не суждено.




Между 1934 и 1935 гг. он завоевывал американский рынок – записывал диски, пел на радио и снимался в кино, распространив свою славу блестящего исполнителя на всю Америку.
В 1935 году, в Нью-Йорке, на съемках фильма «El día que me quieras» Гардель встречался в Астором Пьяццолой, которому тогда было 13 лет. По воспоминаниям Пьяццолы, на аккордеоне он тогда играл плохо и Гардель сказал ему: «Мальчик, ты играешь на аккордеоне как галисиец.» Затем в 1935 году совершил тур по Центральной Америке: Пуэрто-Рико, Венесуэла, Аруба, Курасао и Колумбия.

Карлос Гардель. Аргентинское танго

Кино и радио во многом способствовали широкой известности и успеху певца. Всего вышло около 10 фильмов с его участием, от первого, ещё немого (под названием «Цветок персика»), до звуковых, в которых зазвучали песни Гарделя.

В 1935 году была написана песня «Por una cabeza”, для кинофильма, снятого в Голливуде, где он играет игрока на скачках. Переводится «Всего на голову (лошади)». сколько разочарований, и всегда в двух шагах от финиша. Как вариант «Потерявший голову» — сравнение потери головы от любви к женщине и от игры на лошадиных скачках.

Вспоминает маэстро Териг Туччи в книге «Гардель в Нью-Йорке» (Webb Press, N.Y. 1969):

«В три утра раздаётся телефонный звонок. Полусонный снимаю трубку и слышу довольный голос Гарделя: «Старик, я только что написал шикарную мелодию для танго «Бега».

И тут же напел её. Не знаю, то ли я ещё не проснулся, то ли что, но прослушав, не был в восторге ни от слов, ни от мелодии, о чём ему и сообщил. Несколько уязвлённый, Гардель, как всегда исключительно изысканно, заявил: «Слушай, Бетховен, сиди со своими восьмушками и тридцать вторыми, и не спорь со мной по поводу кляч!»

Мне понравилось это сравнение, и я понял, что никто лучше Гарделя — страстного любителя бегов и владельца такого дорогого удовольствия, как конюшня — не мог с большим основанием рассуждать на тему лошадей; как никому ему были знакомы радость игрока, когда его лошадь приходит первой к финишу, или уныние, если конь ослабевает именно в тот момент, когда до победы остаётся всего один шажок.»

В апреле 1935 года началось большое турне Карлоса Гарделя по Латинской Америке — Пуэрто-Рико, Венесуэла, Колумбия, Панама, Куба, Мексика. Однако взмывшая ракетой в небо карьера певца оборвалась в 1935 году вместе с его жизнью в авиакатастрофе в Колумбии. В понедельник 24 июня 1935 года при взлёте в аэропорту Эррера (Медельина, Колумбия) самолёт Ford Trimotor авиакомпании SACO с бортовым номером F-31, на котором летел Гардель, разбился, столкнувшись с другим таким же самолётом колумбийско-германской фирмы SCATDA. Так Карлос Гардель закончил свою жизнь в самом расцвете славы.
В катастрофе погибли 17 человек: 10 с F-31 и все 7 на C-31. Среди погибших оказался и Альфредо Ле Пера. Из 13 человек на борту F-31 выжили только три пассажира: гитарист Хосе Мариа Агилар (José María Aguilar), личный секретарь Гарделя и переводчик с английского Хосе Плаха (José Plaja) и менеджер авиакомпании SACO Грант Флинн (Grant Flynn).

Тело Гарделя было изуродовано, поэтому его временно похоронили на городском кладбище. Лишь в 1936 году Колумбия передала тело Аргентине.


Причинами катастрофы были названы превышение взлётного веса борта F-31 и нарушение его центровки, а также нарушение экипажем C-31 схемы движения по аэродрому, из-за чего они оказались близко от ВПП (теоретически, F-31 для взлёта не хватило ещё около двух сотен метров). Позже на основе изучения обломков версия о перегрузе F-31 была отклонена. Также свою роль сыграл и почти ураганный боковой ветер, так многие очевидцы указывали, что на фотографиях катастрофы на заднем фоне были видны погнутые ветром деревья.
Скорбная весть горем прокатилась от Нью-Йорка до Пуэрто-Рико и даже в Гаване одна женщина покончила жизнь самоубийством. Тело Гарделя совершило прощальный тур Нью-Йорк — Рио-де-Жанейро — Монтевидео, где тысячи безутешных поклонников отдали ему последнюю дань уважения и любви. Толпы народа присоединялись к похоронной процессии, когда его тело везли к его последнему месту на кладбище Чакарита в Буэнос-Айрес. Над воспетой им Корриентес — главной артистической улицей Буэнос-Айреса, — запруженной сотнями тысяч скорбящих, неслась мелодия одного из самых прославленных его танго.
Гардель не был женат, детей у него не было, была невеста Исабель Мартинес дель Валье и огромное количество других женщин.
Несмотря на гигантские гонорары денег после Гарделя практически не осталось — он тратил всё, что зарабатывал.
Неувядающая и оставшаяся навсегда юной, долгая слава его измеряется выражением, которое можно часто услышать в Аргентине: «Песни Гарделя становятся лучше и лучше с каждым днём».
Все годы после его смерти люди преданно и нежно хранят и поддерживают неугасимый огонь легенды о нём: не было ни дня с тех пор, чтобы не звучала его музыка, они вкладывают горящую сигарету в руку его статуи, которая украшает его надгробие, они постоянно держат в прокате те несколько фильмов, которые успели запечатлеть его.
Музей Карлоса Гарделя находится в Буэнос — Айресе, в районе Абасто, в так называемом «casa chorizo» («дом-колбаска»), который Гардель приобрел в 1927 году для своей матери в кредит при помощи Banco Nación. Они прожили в этом доме вместе до 1933 года, последнего года жизни Гарделя в Буэнос-Айресе, куда ему уже было несуждено вернуться живым. После смерти матери Гарделя- Берты, дом с 1943 года находился во владении Армандо Дефино, доверенного лица Гарделя, в течении многих лет сменил нескольких владельцев,что привело к некоторому изменению внутреннего облика.
В 1996 году предприниматель Эдуардо Эурнекян — выходец из семьи армянских эмигрантов, приобрел дом и в 2000 году преподнес его в дар Буэнос-Айресу. Официально музей был открыт 4 марта 2003 года.В музее представлены некоторые личные вещи Гарделя, хорошо сохранились кухня,туалетная и гладильная комнаты (мать Гарделя зарабатывала глажкой белья).




Статья подготовлена Максимом Степановым

С использованием материалов:
http://chtoby-pomnili.com/
http://musplanet.narod.ru/
http://www.calend.ru/
http://mifestofele.livejournal.com/
http://milonguero.by/
http://www.gardelweb.com/
http://latindex.ru/


2006 - 2023 © caminito.ru
Студия аргентинского танго в Санкт-Петербурге
Made on
Tilda