CAMINITO
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Изменение поведенческих и психологических особенностей личности за время обучения

Степанов Максим Юрьевич
Руководитель Танцевальной студии «Caminito»,
Председатель правления «Некоммерческого партнерства
«Творческое объединение «Плюс».

Аргентинское танго. Изменение поведенческих и психологических особенностей личности за время обучения

Доклад на 39 Всемирном Танцевальном Конгрессе, CID UNESCO

Россия, Санкт-Петербург, 2015


В 2009 году, на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО, танго, как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио де ла Плата, было внесено в список нематериального культурного наследия человечества [10].
Аргентинское танго. Городской фольклор Буэнос – Айреса. Фольклорная песня города. Третья культура, стоящая между фольклором и артистизмом. Уникальное явление, песенно-танцевальный жанр, родившийся в бедных кварталах пригородов Буэнос-Айреса в 80-х годах XIX века, история которого обросла столькими мифами, что уже и не скажешь, что правда, а что вымысел [4].
В аргентинском танго смешались местная культура потомков индейцев и африканских рабов с традициями эмигрантов. Тут были и аргентинская милонга, и немецкий вальс, и польская мазурка, и испанская хабанера. Зачастую, получалось сочетание несовместимого.
Однако, аргентинское танго — много больше, чем просто танец. Это больше чувство, чем шаги, это больше общение, чем телодвижения. Ведь первоначально танго бытовало в среде городских низов, обездоленных эмигрантов, самого бедного слоя Буэнос-Айреса. Аргентинский посол в Париже, в 1914 году охарактеризовал танго, как «танец, характерный для публичных домов и трактиров низшего пошиба». Танго выражало все чаяния, мечты, надежды, отчаяние и тоску по дому этих людей.
Аргентинское танго — это не столько танец, сколько социальное явление, со своими канонами и, одновременно, огромным простором для самовыражения. Каждый находит в танго то, что ищет. Это форма, которая может наполниться разным содержанием. Танго — способ общения, взаимопонимания и самовыражения. Партнерам в танце приходится заново узнавать друг друга. Одним это дается легко, другим — сложнее. В танец мы несем себя самих — со своими страхами, сомнениями, неуверенностью, со своими «скелетами в шкафу» [1].
Феномен социальных танцев, и, в частности, аргентинского танго, с психологической точки зрения еще мало изучен. В отечественной науке не было глубоких исследований социальных танцев, как потенциала в развитии и в исследовании личности. В некоторой мере изучены ритуально-психологические и онтологические вопросы социальных танцев [3], а также их значимость в системе межкультурной коммуникации [7].
Танго — феномен, в котором объединяются культура, музыка, движение, творчество и общение. Именно поэтому, танго привлекает внимание не только танцоров, хореографов, педагогов, но и философов, искусствоведов, культурологов и музыкантов [6], [9]. А в последнее время психологов и психотерапевтов, которые рассматривают танец как способ преобразования личности человека, включенного в определенный культурный и социальный контекст [1], [2], [7].
Аргентинское танго, в последнее время, приобретает все большую популярность и в России. В мегаполисах и других городах существует большое количество различных клубов, школ и студий, в которых оно преподается. Возраст людей, занимающихся танго, очень широк — от подростков до взрослых; от начинающих, никогда не занимавшихся танцами до этого, до мастеров танцевального спорта международного класса. Причина такой популярности не только в самой хореографии танца, но и в возможности общения и разнообразия своего досуга у людей, пришедших на уроки.
Можно быть уверенным, что увлечение аргентинским танго, влияет на поведение и психологические особенности личности. Данные изменения проявляются не только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, но и самопознании самого себя, творческой самореализацией личности.
У нас накоплен опыт девятилетнего преподавания аргентинского танго взрослым людям. И, в процессе обучения, мы видим значительные изменения людей, по сравнению с тем, какими они пришли в студию. Хочется отметить, что наше исследование не является строго научным. Мы не проверяли статистическую достоверность и не выделяли контрольных групп.
Но, прежде, чем приступить к изложению наших наблюдений, хотелось бы попытаться нарисовать сравнительные портреты tanqueros времен зарождения и расцвета танго (поскольку этот танец до сих пор передает характер и взаимоотношения тех времен) и современного человека.
Кто были те, с кого начиналось аргентинское танго?
Остановимся вкратце на истории аргентинского танго и проследим его до наших дней.
Аргентина была страной, где соотношение мужского и женского населения было явно не в пользу мужчин. И, большинство мужчин были гаучо, беднота и портеньо.
Гаучо – кочевые пастухи, пасущие коров, привыкшие к суровой и простой жизни, в которой надеяться можно было только на себя. Продав скот, они задерживались в припортовых кабаках и публичных домах.
Портеньо. Само слово «портеньо» происходит от слова «порт». Изначально, это были жители припортовых кварталов, работающие в порту. Это были кварталы поножовщины, публичных домов и бессонных ночей. Кипящее варево из эмигрантов всех мастей: здесь были итальянцы, галисийцы, китайцы, соседи аргентинцев — уругвайцы, перуанцы, бразильцы. Само обозначение «портеньо» с давних пор носило социальный характер. Но уже с середины прошлого века портеньос называются жители центральной части города, поскольку в пригородах — аррабалях проживала беднота, которая в счет горожан не принималась.
Что изменилось за, почти, 150 лет существования аргентинского танго?
Вот, как описывается современный житель Буэнос – Айреса:
«Для жителей Буэнос-Айреса характерен темпераментный и вспыльчивый характер. Вместе с тем, они отличаются вежливостью и обходительностью, которая проявляется буквально во всем [11]».
Один из главных признаков жителя Буэнос – Айреса, это — чувство товарищества, отчаянная смелость, сентиментальность и беспредельная любовь к своему городу [12]».
«Аргентинцы, желая считать себя храбрецами, связывают себя с такими многозначными нарицательными персонажами, как Гаучо. Аргентинец нахо-дит свое подобие в гаучо, потому, что мужество, закрепленное устной традицией за первым, не преследует никакой цели и совершенно бесхитростно. Гаучо осмысляется как бунтарь — аргентинец, и этим он отличается от североамериканцев и почти всех европейцев, не хочет иметь ничего общего с Государством. В первую очередь потому, что Государство для него непостижимая абстракция — аргентинец индивид, а не гражданин [13]».
Современный портрет «среднего» мужчины-аргентинца отличается от своих предков только уровнем культуры и образования. В остальном они остались теми же потомками гаучо и компадре, старающиеся произвести впечатление сексуальных, независимых и любимых женщинами мачо. Они уверены в себе и своем великолепии [14].
По сравнению с жителем Буэнос-Айреса, наши будущие партнеры и партнерши обладают несколько другими характерами и качествами.
Мужчин, которые приходят на занятия, можно условно разделить на две группы. Те, кто уже танцевал какие-то танцы (не аргентинское танго) и те, кто впервые приходит на танцевальные занятия.
Первая группа, за редким исключением, держится с видом завсегдатаев, снисходительно поглядывая окружающих. Во время урока упорно не выполняют практически любые задания педагога, либо переиначивают их на свой лад.
Вторая группа ведет себя по другому. Здесь тоже можно выделить две тенденции.
Одни скромно держатся в стороне и стараются быть незаметными. Во время урока старательно выполняют все, что просит сделать педагог и очень смущаются, когда их хвалишь. Стараются не привлекать к себе не только лишнего внимания, но и внимания вообще.
Вторые всем своим видом показывают, что они здесь случайно, что их «привели» — жена, подруга, друг и т.п. И, вообще, танцы не мужское занятие. На уроке много шутят и нервно смеются. Задания выполняют, как бы, делая одолжение, часто смотрят на часы, всем своим видом показывая, что у них много дел, кроме этого «дуракаваляния».
Женщины держатся намного ровнее. И, в принципе, одинаково. Большинство относятся к занятиям серьезно и ответственно. Многие пытаются провести параллели с предыдущими занятиями танцами, но, чаще всего, ищут аналогий для выполнения заданий.
Настоящим испытанием становится смена в парах. Через два танца в студии происходит полная смена партнеров. На первых уроках такая просьба педагога вызывает целую бурю разнообразных эмоций. От вида, что ученики не слышали данной просьбы до прямого отказа.
На самом деле, практически у всех прослеживается одна черта поведения – неуверенность в себе, проявляющаяся в разном поведении. В чем, впоследствии и признаются многие наши ученики.
Мы обратились к исследованиям специалистов, чтобы посмотреть, что происходит с характером мужчин и женщин в современном обществе и сравнить с нашими впечатлениями от групп начинающих. Мы опишем общие тенденции, возможно, чуть сгущая краски. Данные исследования имеют целый ряд исключений, однако, объясняют многие вопросы, встающие при обучении.
В России, наряду с типом «кормильца», много инфантильных мужчин, не сумевших встроиться в современные российские реалии и продолжающие находиться на шее родителей и в 20, и в 30 лет [15]. Наблюдается снижение так называемого мужеского начала, кроме биологического. Все чаще появляется страх перед женщиной, страх познакомиться и подойти к ней.
По работам специалистов современному мужчине не хватает:
• мужества,
• благородства,
• ответственности,
• храбрости,
• воспитанности,
• ума,
• физической силы,
• сдержанности
• уверенности в себе [17].
Современный мужчина в большинстве своём весьма истеричен и недостаточно конкурентоспособен [16].
А что происходит с современной женщиной в России? Чаще всего современная женщина ориентирована на карьеру и хорошо образована [15]. Процесс интеграции женщин в «мужские» профессии приобретает устойчивые темпы. Понятия успешная и современная все чаще подменяют – женственная и нежная. Российские дамы предпочитают самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни и полагаться только на свои силы. Эмансипация привела к смене социальных ролей: женщины стали походить на мужчин [18].
Чего не хватает современной женщине по мнению психологов?
• женственности,
• хозяйственности,
• умения слушать,
• нежности,
• уступчивости,
• сострадания.
И вот, после работы, современные мужчины и женщины собираются в одном зале и начинают учиться танцу, в котором мужчине отводится роль лидера, принимающего решения и берущего на себя ответственность за них. А женщине – ведомой, олицетворяющей женственность и красоту. Добавим к этому сложность музыки аргентинского танго и импровизационный компонент.
И, через каждые два танца – смена партнеров.
Первые уроки самые сложные. И не потому, что люди осваивают незнакомые движения и слышат незнакомую им музыку. Это было бы только половина «беды». На первый план выступают межличностные и гендерные отношения, находящие свое выражение в ролях ведущий-ведомый. И, бок о бок с ними, идут темы ответственности и доверия, физического контакта и общего пространства.
Картина, примерно, следующая. Мужчины забывают, что они держат в объятиях женщин, пытаются всеми силами не наступить ей на ноги, побороть смущение от того, что словесная бравада не помогает в ведении. Женщины, плохо скрывая раздражение, начинают вести сами. Или, с вызывающей покорностью, терпят попытки мужчин их повести. Хотя, редко замечают за собой многочисленные собственные недостатки. Те, кто занимался другими танцами, до танго, пытаются подстроить под себя и свое понимание всех, кто попадает им в пару. Причем, вне зависимости от пола. Задание преподавателя уходит на второй план.
Посмотрев на танцплощадку в группе начинающих, можно увидеть, что один партнер хватает свою партнершу подмышку, чтоб не мешала, и, сильно и сосредоточенно, отмеряет шаги и повороты, не обращая внимания на пары, находящиеся рядом. Другой партнер осторожно придерживает партнершу кончиками пальцев и деликатно, с позволения партнерши, обходит другие пары. Третий – натыкаясь в процессе движения на другую пару, тут же пугается и сжимается.
Интересно наблюдать насколько один партнер пускает второго в свое интимное пространство, насколько комфортен или не комфортен для них постоянный физический контакт. В начале, партнеры танцуют на некотором расстоянии друг от друга, но через некоторое время техникой танца требуется больший контакт, причем постоянный. И если для человека сложно впустить другого, чужого человека в свое интимное пространство, если для него «обособленность и независимость – это залог безопасности», то для него (или нее) создание и удержание контакта будет довольно сложным.
Таким образом, назревает конфликт. Конфликт в паре, где каждый считает себя правым (если не вслух, то — про себя, точно), конфликт с окружающими (поскольку, вокруг точно такие же начинающие ученики, наталкивающиеся друг на друга), конфликт с педагогом (сколько можно ходить, пора уже танцевать). Но, самое главное, это конфликт с самим собой. В данном конфликте мало кто признается. Чаще всего, вина за все происходящее переносится на окружение
Естественно, что с такой картиной поведения мужчин и женщин, которую мы описали, а также настроением после первых занятий, достичь этих целей практически невозможно. Необходимо, чтобы люди, по — мимо обучения техники танго, самостоятельно изменили и свое отношение к окружающему и себя самих.
То, что аргентинское танго имеет психотерапевтический эффект ни для кого не секрет. Нужно уметь им пользоваться.
Задача педагога аргентинского танго не только научить людей танцевать, но и адаптировать их к условиям вечеринки – милонги. Когда вокруг тебя большое количество танцующих пар, в объятиях незнакомая партнерша, в голове музыка и собственные идеи ее выражения. Поскольку в танго присутствует очень сильный социальный компонент, то это увлечение определяет не только то, что и как вы делаете, но и то, каким вы становитесь человеком.
Первым делом, необходимо погасить конфликт, возникающий на уроках. С этой целью, между заданиями, педагоги нашей студии делают культурно-исторические паузы, рассказывая ученикам о истории возникновения танца, правилах поведения на милонге, маэстро и многое другое. Небольшой отдых от заданий во время этих отступлений, позволяет ученикам немного успокоить свои эмоции, а интересный рассказ настраивает на позитивный лад.
Однако, этого мало, чтобы сделать партнеров настоящими лидерами в танго, а партнерш – настоящим украшением этого танца.
Какие же качества мы стремимся воспитать в наших взрослых учениках?
Начнем с партнерш.
Партнерша должна быть готова к танцу. Она должна самостоятельно держать свой баланс и иметь хорошую постуру (построение корпуса, осанку в аргентинском танго).
Партнерша должна быть сдержанна. Не раскрывает свои возможности сразу и не навязывает свой стиль мужчине.
Чувствительна. Она старается найти свои достоинства у каждого партнера и соответствовать его манере и стилю танца.
Внимательна. Ее внимание сконцентрировано на партнере, чтобы оставаться максимально восприимчивой к ведению.
Она хочет танцевать. Она получает удовольствие от танца, танцуя не только то, что нравится данному мужчине, но и внося свое видение и свою сущность в танго, не исключая мужчину из танца.
Женственна. Она не только партнерша и ведомая, но, прежде всего, «женщина».
Она помнит, что танго, — это игра, не имеющая отношения к реальности. Игра с целью получить удовольствие и выразить свою индивидуальность.
Идеальный мужчина танго уверен в себе. Однако, его уверенность не исключает женщину. Он не важничает, не обособляет себя и не испытывает равнодушие. Его уверенность порождает уверенность женщины, и женщина ему доверяется. Он уверен при приближении к женщине. Он уверен в объятиях с женщиной. Он уверен в танце. Он всегда делает так, что женщина довольна собой.
Он надежен, сознавая свою ответственность, на него можно рассчитывать. Он ведет четко и безальтернативно. Женщина может танцевать, не мучая себя догадками о том, что же он собирается делать.
Чувствителен и заботлив. Он ухаживает за женщиной и обеспечивает ей безопасность. Он защищает ее на танцполе. Он учитывает ее потребности и желания. Он замечает характер ее движения и запоминает, что ей нравится. Он принимает решения, исходя в первую очередь из ее желаний.
Сосредоточен на женщине. Его внимание всегда принадлежит той женщине, с которой он танцует в данный момент.
Безукоризненно выглядит. Он приятно пахнет, пользуется качественной туалетной водой или лосьоном после бритья. Он элегантно, красиво одет. Он носит чистые свежие рубашки.
Спокоен. Он не стремится во что бы то ни стало впечатлить женщин или других танцоров.
Отличается великодушием и добротой. Он всегда хорошо думает о женщине, с которой танцует и которую, в танце, обнимает. Он сделает ничего во вред женщине. Он признателен ей даже за то, что она с ним танцует, благодарен за то, что у него в руках находится такое прекрасное человеческое существо. Он всегда находит что-нибудь, за что можно быть признательным.
Делает паузу перед объятиями. В течение полуминуты он прислушивается к музыке, затем заключает женщину в объятия и останавливается на короткий миг, чтобы насладиться новизной и близостью этой уникальной женщины.
Молчит во время танца. Он знает, что танец намного более интимен, красив и приятен, если исполняется в молчании.
Никогда не унижает и не критикует женщину, если она не может следовать за его ведением. Он приспосабливает свою манеру вести под физические и умственные способности женщины.
Понимает, что танго – это трехминутный роман, и не ждет большего. Он знает, что женщина, с которой он танцует, может быть замужней или состоять с кем-то в отношениях, и понимает, что чувства и интимная близость, которые они разделяют – это часть ролевой игры под названием танец танго. Он не делает из нее того, чем она не является. Он знает, что выразительность ее танго не обязательно означает, что она жаждет чего-то большего.
Как видим, задача не простая. Но, несмотря на сложность, педагоги должны помочь решить ее.
Какими же путями достичь желаемого результата?
В материале, преподносимом ученикам, нельзя делать упор только на технику и фигурную базу. Необходимо, с самых первых уроков, ненавязчиво акцентировать внимание на взаимоотношениях мужчины и женщины в разрезе взаимного уважения и распределения гендерных ролей. Связать ведение партнера с его значимостью, как мужчины – человека заботящегося о женщине, находящейся рядом с ним. Следование партнерши с доверием партнеру и переориентацию мыслей и побуждений «помочь» партнеру в его роли, на свою роль в танго. На женственность и красоту.
Необходимо помнить, что в группе занимаются взрослые люди, со своим жизненным опытом, привычками, приспособленческими линиями поведения и укладом жизни. И прямое воздействие, даже с самыми благими помыслами, может не принести ожидаемого результата. Необходима их личная заинтересованность, как в освоении технической и музыкальной стороны танго, так и его поведенческого аспекта.
Чаще всего взрослые люди приходят заниматься танцами вообще, и танго, в частности, с уже имеющимся внутренним конфликтом. Это не обязательно резкий дисбаланс в жизни. Хотя, бывает и такое. Жизненный дискомфорт может быть и от неосознанности творческих желаний и побуждений, не выразившихся в обычной жизни. И неустройства личных отношений, и рабочие проблемы и многое другое. Талант педагога выражается в том, чтобы суметь разобраться в этом конфликте и, с помощью обучения танго, помочь разрешить его.
Основываясь на том описании качеств партнеров в танго, которые мы привели выше, педагог выполняет наставническую, идеологическую и, даже, мессианскую роль. Имея терпение в своей работе, педагог аргентинского танго не только научит танцевать своих учеников, но и увидит изменения в их жизни вне танго.
Мы наблюдаем определенные тенденции в нашей студии, видя, как меняются люди. Конечно, эти изменения не происходят за одну неделю или месяц. Но, наступая постепенно, они позволяют людям не только менять самим отношение к окружающему миру, но и заниматься познанием самих себя, открывать в себе новые стороны и таланты.
Изменения, которые происходят с людьми нельзя назвать однонаправленными. Скорее, они – уравновешивающие, компенсаторные.
У мужчин, как ведущих в паре, эти изменения видны сильнее, чем у женщин.
С течением времени, скромные и нерешительные партнеры обретают качества, необходимые для ведения партнерши – решительность и обдуманность (партнершу надо вести четко, без колебаний и двусмысленностей ведения), оперативность и умение пользоваться пространством (рядом танцуют другие пары, с движением которых приходится считаться), смелость (незнакомую женщину надо пригласить на танец и, еще, обнять).
Партнеры, скрывающие неуверенность за внешней «хамовитостью», становятся спокойнее и уравновешеннее. Понимая, что никто не будет покушаться на их самолюбие.
Женщины, чаще всего приходящие с настроем все сделать самим и не полагаться ни на кого, становятся более женственными и воспринимающими мнение сторонних.
Занятия значительно изменяют способы проведения досуга, особенности общения людей друг с другом и с самими собой, побуждают к творчеству, вызывают положительные эмоции, открывают людей для взаимодействия, придают коммуникации легкость, что оказывает положительное влияние на образ жизни в целом. Постепенно у людей меняется общее состояние, реакции, поведение, эмоции и отношения.
Мужчины и женщины становятся сдержаннее, спокойнее. Происходит гармонизация проявлений общительности, когда танцоры учатся выбирать оптимальные стили поведения в конфликте и, прежде всего, сотрудничество. Между собой в парах и по отношению к остальным участникам танца развивается взаимопонимание и терпение. Вместо агрессивных выяснений отношений и отстаивания своей точки зрения, пары проводят конструктивный и спокойный разбор ошибок и рассматривают варианты исполнения.
Также, и у партнеров, и у партнерш, сильно развивается не только творческий потенциал, но и умственная работа вообще. Люди учатся одновременно делать несколько, часто разнонаправленных, дел. Вести или следовать, слушать и интерпретировать музыку, следить за окружающими парами, сочинять танец и держать контакт с партнером или партнершей. Все эти задачи развивают в людях не просто внимательность, а многофункциональность работы головного мозга.
В результате выполнения достаточно сложных задач, у людей развивается трудолюбие, настойчивость и упорство, выдержка в достижении цели.
Можно смело утверждать, что занятия аргентинским танго оказывает целостное влияние на человека. Оно меняет физическое тело и изменяет образ мыслей и, даже, образ жизни людей. Учит управлять своим состоянием и строить отношения с окружающими.
Кроме всего вышеописанного, аргентинское танго сохраняет и развивает индивидуальность человека. В аргентинском танго нет заученных фигур и структур. Партнер сочиняет танец на танцполе, используя музыку и окружающее пространство (часто меняющееся по площади из-за других танцующих пар), а также прислушиваясь к партнерше и ее возможностям. Партнерша не просто следует за идеей партнера, но и украшает танец с помощью техники украшений, слушая музыку и вносит свое видение в структуру танца.
Таким образом, мы видим, что занятия аргентинским танго являются не только эстетическим удовольствием, но и развивающим личность процессом, воздействую на тело, эмоции и, даже, на умственные способности человека.
Список литературы:
1. Айламазян А.М., Шувалова Н.Ю. Метод музыкального движения и классический танец // Танцевальные практики: семиотика, психология, культура / Под общ. ред. А.М. Айламазян. – М.: Смысл, 2012.
2. Каневская Н.В. Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений у подростков: Дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2004.
3. Карандасова М.П. Влияние занятий спортивными бальными танцами на социализацию личности. // URL: http://tdt-edu.ru/vliyanie-zanyatij-sportivnymi-balnymi-tancami-na-socializaciyu-lichnosti-karandasova-m-p/
4. Кофман А.Ф. Аргентинское танго и русский мещанский романс. В книге: Литература в контексте культуры. МГУ, 1986,
5. Лисина Е.А. Латиноамериканский «след»: к вопросу онтологии культурных влияний // Мир науки, культуры, образования. – 2012
6. Соловьева И.А. Влияние культуры танца на формирование телесного образа Я // Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированых психотерапевтов. – 2007. – №10.
7. Танцевальные практики: семиотика, психология, культура / Под общ.ред. А.М. Айламазян. – М.: Смысл, 2012.
8. Ткачук М.А. Социальный танец в системе межкультурной коммуникации // Ойкумена. – 2012.
9. Фокина Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: Дисс. …канд. пед. наук. – Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2002.
10. UNESCO Culture Sector — Intangible Heritage. // URL: http://www.unesco.org/culture/
11. Колорит Буэнос-Айреса: традиции, менталитет и привычки. // URL: www.orangesmile.com
12. Ляховчук В. Портеньо Буэнос-Айреса. Вокруг света, № 6, 2015 г.
13. Национальная психология и поведение. URL: http://e-psy.narod.ru/html/psychology
14. Мужчины Аргентины. URL:http://e-migration.ru/argentina/
15. Мужской характер. Чем российские мужчины отличаются от европейских. // Журнал «Индустрия рекламы» – 2008 – № 11
16. Инфантильные мужчины — приговор современной России? URL:http://www.pravmir.ru/o-sovremennyx-muzhchinax-i-budushhem-strany/
17. Журавлев .В.Н Тайны характера и поведения современного человека. С.Петербург, 200 6 год.
18. Характер личностного самовыражения женщины в современной России. Флусова Е.С. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, Иркутск, 2007 год.

2006 - 2023 © caminito.ru
Студия аргентинского танго в Санкт-Петербурге
Made on
Tilda